Духовность, сознание, культура соотношение понятий

Безопасность. Применительно к содержанию духовной безопасности следует подчеркнуть: если духовная безопасность существует, то речь может идти либо о состоянии духовности в условиях отсутствия опасности, либо об эффективном противодействии существующим угрозам, итогом которого (противодействия) и выступает отсутствие опасности.

Применительно к российским условиям период конца ХХ – начала XXI вв. характеризовался кризисом духовной безопасности, который совпал во времени и в пространстве с кризисом самой духовности. Поэтому обеспечение духовной безопасности неизбежно совпадает с процессом возрождения и развития российской духовности. Такая задача возникает не впервые в современной истории. Наиболее показательными являются в этом смысле примеры США и Франции.

В годы Великой депрессии снижение материального производства на одну треть, а также свалившиеся на страну нищета и страх перед будущим повергли американскую нацию в глубочайшую депрессию. Президенту Рузвельту удалось реализовать крупномасштабную программу общественных работ, позволившую трудоустроить миллионы безработных. Он впервые в капиталистическом мире начал создавать социальные программы, ставшие основой «общества социального благоденствия». Однако Рузвельт ничего бы не добился, если бы не сумел поднять дух нации, апеллируя к национальной идее.

Прагматизм американцев породил такой тип национальной идеи, как «американская мечта»: материальное благополучие «в этой жизни», а не в каком-то отдаленном «светлом будущем». В эту идею органично вписалось и осознание уникальности своей страны, огромной по площади и разнообразной по климатическим условиям, самой богатой в мире и имеющей самый мощный экономический и научно-технический потенциал. Отсюда и знаменитый американский патриотизм, породивший убежденность американцев в том, что Америка всегда права. Рузвельт сумел вернуть американцам веру в реальность осуществления «американской мечты».

Интересно
Франция времен президентства Ш. де Голля переживала, прежде всего, политический кризис, с особой остротой проявившийся в ходе затянувшейся колониальной войны в Алжире. Демократические институты оказались под серьезной угрозой, с каждым днем укрепляло свои позиции движение неофашистов под флагом наведения порядка в государстве. Французы были глубоко недовольны засильем американского влияния в стране.

Де Голлю удалось установить авторитарный режим президентской республики, дать мощный импульс экономическому и научно-техническому прогрессу, укрепить влияние Франции на международной арене в огромной мере благодаря новой национальной идее. Он предложил французам борьбу за укрепление государственности, за восстановление величия Франции, за ее независимость на международной арене, за сохранение чистоты родного языка, за развитие национальной культуры и т. д. Фактически это почти те же ценности, которые дороги и для основной массы россиян: патриотизм, государственность, любовь к родной земле, бережное отношение к национальной культуре, истории и т. д.

Духовность, индивидуальное и общественное сознание. По поводу термина «духовность» не существует единой точки зрения. Это понятие трактуется либо как интеллектуальность, уровень образования, объем знаний человека, либо как погруженность человека в свой собственный мир, отрешенность его от активной деятельности, либо как профессиональную деятельность, связанную с творчеством.

Понятие духовности тесно связано с терминами «дух», «сознание». Сознание характеризует способность обладающего им человека духовно осваивать окружающий мир, противостоять окружающей среде, приспосабливать эту среду к своим потребностям, «выходить» за рамки сиюминутной, повседневной ситуации, прогнозировать предстоящие социальные ситуации.

Что же касается понятия духа, то, к примеру, Г.В.Ф. Гегель его связывает с выходом за рамки жизни отдельного индивида, ограниченной пространственными и временными пределами: субъективный дух, или индивидуальная душа, в ходе своего развития осознает себя как разумный дух, обладающий свободной волей. Нередко понятие духовности связывают только с интеллектуальной жизнью верующего человека. Соглашаясь с этим, В.И. Даль, тем не менее, определяет содержание слова «духовный» как «все, относящееся к Богу, Церкви, вере, но и все, относящееся к душе человека, его умственным и нравственным силам». Таким образом, духовность представляет собой способность индивида в своей деятельности выходить за рамки собственной жизни, собственного индивидуального существования.

Критерием духовности является способность человека в сложной жизненной ситуации сделать выбор в пользу созидания, а не разрушения; умение осмысливать свое место в системе общественных отношений. Индивидуальное духовное – это духовный мир конкретного человека, социальное духовное – это общественное сознание, т. е. сознание, присущее социальной группе или обществу в целом. Таким образом, духовность – это содержание индивидуального и общественного сознания, определяемое системой ценностей, которые приняты (или отвергаемы) конкретным носителем духовности.

Духовность личности определяется тремя группами факторов:

  • уровнем мыслительной деятельности и интеллектуальным багажом;
  • его нравственными качествами;
  • особенностями психического склада индивида.

Духовность общества определяется уровнем его совокупного интеллекта, культуры и морали, характером ценностей и представлений. Комплекс таких качеств в сочетании с волевым настроем находит выражение в понятии «дух нации». Духовность проявляет себя как явление историческое. Одно дело духовность традиционного, доиндустриального общества, другое – духовность современного информационного постиндустриального общества.

В России интеллигенция, как носительница духовности доиндустриального общества XIX столетия, сформировалась сугубо на идеологической почве: для обличения существующего порядка вещей, для защиты жертв насилия со стороны имущих и власть имущих, для распространения идей борьбы с самодержавием. В такой духовности немало привлекательных черт: стремление служить народу, бескорыстие, неприязнь к стяжательству, равнодушие к богатству, приоритет духовных начал.

Однако на базе такой духовности, изначально нацеленной на борьбу с властью и государством, не признающей компромиссных решений, нельзя построить ни правовое, ни социальное государство. В самом деле, человек, исповедующий принципы демократии, не может отстраниться ни от власти, ни от государства как таковых. В настоящее время позицию непринятия власти и государства могут занимать лишь маргинальные и даже антисоциальные элементы, но такая позиция не позволительна для гражданина своей страны: можно требовать улучшения деятельности власти и государства, но нельзя отрицать необходимость власти и государства.

В системе современной российской духовности немало утрачено в сравнении с советским периодом ее истории, накоплено немало негативных моментов. Однако нельзя не признать и того, что за последние полторадва десятилетия формируются и постепенно утверждаются новые гуманистические ценности, соответствующие системе духовности постиндустриального, информационного общества. В частности, события последних лет, связанные с воссоединением Крыма с Россией весной 2014 г., с необходимостью противостоять антироссийским санкциям, в известной мере явились стимулом для возрождения патриотических настроений российских граждан, роста чувства национального достоинства, веры в прогрессивное развитие России.

Духовность и культура. Духовность формируется и проявляется только в условиях конкретного типа культуры. Наиболее общее понимание культуры состоит в том, что она является продуктом человеческой деятельности. Главной функцией культуры выступает человекотворчество, поскольку именно культура выступает условием развития и совершенствования человека. Именно через конкретного человека, через его деятельность, через его духовность культура и проявляется.

Культура вырабатывается и воспроизводится людьми как сознательно, так и неосознанно, а через свои составляющие: ценности, нормы, традиции, образцы поведения – она выступает опосредующим звеном между человеком и окружающим его миром. Таким образом, культура образует внутреннюю социальную сущность человека, конкретной социальной группы, общества, нации. Без культуры человек утрачивает свою собственно человеческую сущность и остается биологической особью.

Если культура образует внутреннюю сущность человека и общества, то цивилизация выступает в качестве внешнего условия человеческого бытия и формирует объективные материальные (средства питания, жилище, техника, технология и др.) и социальные (система формализованных социальных норм: обычаи, юридические нормы, нравственные и религиозные правила поведения) условия человеческой деятельности. Таким образом, цивилизация оказывается как бы внешней оболочкой культуры, ее материальным и нормативным «каркасом».

Может быть предложена следующая формула:

Ц = К – Ч(Д),

  • где Ц – цивилизация,
  • К – культура,
  • Ч(Д) – человек, рассматриваемый в аспекте его духовности.

Наглядной становится значимость духовной безопасности человека, нации, государства: если из культуры выхолащивается духовность, она вырождается в мертвый скелет цивилизации, утрачивается культурная, а, следовательно, и национальная идентичность. Как справедливо отмечает М.Х. Ходжаров, «духовность является душой культуры». В свое время выдающийся русский философ И.А. Ильин утверждал, что духовность есть абсолютное основание каждого человека, которая придает человеческой душе и всей человеческой культуре высшее измерение и ценность.

Духовная безопасность и система угроз. Духовная безопасность, как и другие направления национальной безопасности, представляет собой сложное многоуровневое явление, которое может быть рассмотрено под различными углами зрения.

При этом выявляются ведущие характеристики и составляющие духовной безопасности:

  • Духовная безопасность характеризует относительно устойчивое, стабильное состояние социокультурной среды, при котором обеспечиваются условия для духовного совершенствования и развития личности и общества. Здесь акцент делается на конкретном состоянии социокультурной среды, но в явном виде не выделяются ни риски, ни опасности. Большинство же авторов выделяют опасности и риски как необходимый компонент понимания духовной безопасности.
  • Духовная безопасность направлена на противодействие рискам и деструктивным воздействиям на духовную сферу общества, на его культуру. Поэтому она проявляется в готовности и способности общества и государства обеспечить целесообразное развитие и сохранение фундаментальных ценностей и традиций народов Российской Федерации.
  • Духовная безопасность выступает как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в духовной сфере от внешних и внутренних угроз.

При таком понимании формирование духовной безопасности напрямую зависит от имеющихся и прогнозируемых угроз. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (далее – Стратегия НБ) дается обобщенная характеристика угроз духовной безопасности. Отметим, что в отличие от предыдущего варианта (Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года) в настоящей Стратегии НБ не указан срок действия.

Очевидно, это связано с тем, что динамичность социально-политической, экономической и духовной ситуации, в условиях которой реализуется процесс обеспечения национальной безопасности, не позволяет в полной мере учесть на долгосрочную перспективу весь комплекс существующих и возникающих угроз. Так, в Стратегии НБ дана краткая, но емкая характеристика ситуации на Украине, связанная с антиконституционным государственным переворотом, влияние которого на национальную безопасность России было невозможно предусмотреть в Стратегии национальной безопасности до 2020 года.

В Стратегии НБ указано, что главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются:

  • размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
  • снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом;
  • попытки фальсификации российской и мировой истории; противоправные посягательства на объекты культуры.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)