Духовная сфера жизни общества

Социокультурные изменения затрагивают и духовную сферу жизни общества, интерпретируемую, как сфера бытия, в которой объективная реальность приобретает свойства индивидуальной, субъективной действительности.

Культура изучения духовной жизни заложена древнегреческим философом Платоном. Он рассматривал идеальное начало, как первичное, несовершенным подобием которого становится материальное. Что представляет духовная жизнь? Она имеет сложную структуру. Ее глубинной сущностной частью является общественное и индивидуальное сознание.

Подверженная воздействию материально-экономических факторов, духовная жизнь человечества включает и такие элементы, как духовная потребность, духовная деятельность и производство, духовные ценности, духовное потребление, проявления межличностного духовного общения. Кроме того, в духовной деятельности формируются духовные отношения − нравственные, эстетические, политические, правовые, религиозные.

Ученые определяют духовный мир человека, как его сознательную психическую и общественную жизнь, взятую в совокупности и целостности. Духовный мир больших общественных групп отражает природное и социальное бытие, их отношение к мирозданию, прошлому, настоящему и будущему социума, общественным отношениям, сложившимся в определенное время. Духовный мир – это своеобразный результат духовной деятельности человека.

Интересно
Исследователи выделяют отдельные элементы духовной сферы, как целостного образования. Систематизируя элементы духовной сферы, Г. В. Ф. Гегель интерпретировал их, как проявления саморазвертывания абсолютного духа. В работе «Философия права» немецкий ученый в качестве проявлений объективного духа назвал религию, философию и искусство, в качестве проявлений практического духа – право, мораль, нравственность.

Современные представления о духовной сфере жизни общества связаны с общественным сознанием в совокупности его элементов (форм и уровней) и логической последовательностью сменяющих друг друга этапов постоянно усложняющихся форм самоорганизации данного феномена. Духовная жизнь эволюционирует, предстает процессуально именно, как жизнь общественного сознания, включающая коммуникацию людей, обмен информацией, формирование и удовлетворение духовных потребностей.

Духовная сфера жизни общества, отмечают исследователи, является производной от его материальной сферы, т. е. она формируется под воздействием материальных факторов. Материальная сфера жизни общества, основой которой является общественное материальное производство, находится в постоянном развитии, усложняет и совершенствует свою организацию. И общественное духовное производство постоянно усложняет свою организацию, последовательно проходя определенные этапы в развитии. Ученые выделяют три стадии: стадию хаоса, стадию среды и стадию сферы.

По мнению исследователей, общественное сознание − это целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Оно обладает определенной структурой, в которой выделяют различные уровни (обыденное и теоретическое сознание, идеология и общественная психология) и формы (философское, религиозное, моральное, эстетическое, правовое, политическое, научное сознание).

Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию, может и опережать развитие социальной жизни, осуществлять довольно точные прогнозы и отставать от него, оказываясь не готовым к происходящим изменениям. Опираясь в развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии духовного наследия поколений (философия, мораль, искусство, право, наука).

Индивидуальное сознание представляет сознание отдельного человека, его особое восприятие окружающего мира (совокупность его взглядов и интересов). Оно определяет поведение личности, тесно связано с общественным сознанием и, будучи автономным, обогащает его образами, переживаниями, идеями и теориями.

В свою очередь индивидуальное сознание человека впитывает сформированные в обществе взгляды, представления, предрассудки. Связанная с практической деятельностью, духовная жизнь индивида отражает окружающий мир и является средством взаимодействия с ним. Она объединена с другими областями жизни общества и охватывает такие формы и уровни общественного сознания, как нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое, религиозное.

Интересно
Важнейшим элементом духовной жизни человека, как отмечено выше, являются духовные потребности. Они отражают объективный интерес общества к созданию и освоению духовных ценностей. Формирование духовных потребностей происходит в процессе социализации личности, при осмыслении человеком своего места в обществе.

В интересах удовлетворения духовных потребностей инициируется духовное производство, как формирование сознания в особом общественном виде специализированными группами людей. Целью такого производства является совершенствование других сфер общественной жизни – политической, экономической.

В качестве результатов деятельности воспринимаются идеи, теории и духовные ценности; общественные связи индивидуумов; человек, как существо, имеющее духовные интересы; в качестве видов − наука, искусство и религия. Некоторые исследователи причисляют к этим видам и мораль, политику и право. Мораль аккумулирует правила поведения, связанные с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом.

Право понимается, как система обязательных для граждан формально определенных норм, установленных государством, следование которым обеспечивается его авторитетом или принудительной силой. Однако мораль, возражают другие ученые, формируется обществом, а не создается специалистами, деятельность в сферах политики и права вряд ли может квалифицироваться, как духовная. Дискуссии по этому поводу не завершены. В духовном производстве значима роль науки, представляющей систематизированные взгляды на окружающий мир, отражающие его в форме понятий, теорий, законов и основанные на результатах исследований.

Хотя в период становления она оказывала слабое влияние на развитие общества, такое положение не осталось неизменным. Начиная с XIX века, темпы развития науки опережают темпы совершенствования материального производства. Как особый вид духовного производства, она предопределяет формирование отраслей материального производства (электроники, ракетостроения, атомной промышленности). С помощью научных моделей общество имеет возможность корректировать цели и направление развития.

Такой вид духовного производства, как искусство, специфическая форма общественного сознания, воспроизводит окружающую действительность в художественных образах. Авторы произведений раскрывают ее существенные стороны. Усваивая художественные образы, индивиды могут достигнуть большего в познании себя и мира, в котором живут.
Духовному производству в целом в отличие от материального присущ всеобщий характер потребления. Если количество материальных ценностей ограничено, то доступность духовных очевидна, они являются достоянием человечества.

В сфере формирования духовных ценностей невозможно отделить идеи, образы, теории от непосредственного производителя. Ученые, писатели, художники, журналисты способны создавать произведения независимо от того, пользуются они признанием или нет, так как процесс творчества доставляет им удовлетворение. Объяснение природы творчества заключается в том, что в деятельности продуктивно-творческое начало превалирует над репродуктивно-ремесленным.

Особым видом деятельности является распространение духовных ценностей ради того, чтобы они были усвоены большим числом людей. В этот процесс вовлечены учреждения науки, культуры, системы образования и воспитания.

Духовные ценности, как форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития, привлекают внимание людей к социальному и культурному значению идей, теорий, образов, рассматриваемых в контексте соотношения понятий «добро и зло», «истина и ложь», «прекрасное и безобразное», «справедливое и несправедливое».

В процесс распространения ценностей вовлечена и религия, представляющая совокупность взаимосвязанных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также институтов. Значение религии было весомым на ранних, донаучных этапах развития общества. У людей формировалось абстрактное мышление, вырабатывалась способность выделять общее и особенное в окружающем мире. Духовные ценности, сопряженные с религиозными верованиями, и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор важны для многих людей.

Ученые выделяют следующие особенности духовного производства, как элемента духовной сферы:

  • Во-первых, конечным продуктом духовного производства являются идеальные образования, обладающие рядом специфических свойств. Основное среди них – всеобщий характер потребления. В идеальной ситуации любая духовная ценность является достоянием общества.
  • Во-вторых, продукты духовного производства, практическая значимость которых общеизвестна, неограниченно долго сохраняются в социальной памяти человечества в форме знаков, символов, звуков, изображений, а также цельных интегральных образований: идеалов и традиций.

Приобщение к этой реальности составляет суть процесса социализации человека, т. е. усвоения им основных элементов культуры. В-третьих, важнейшим элементом духовного производства является духовный труд. Его эффективность несравнима с эффективностью материального труда. Работник, занятый умственным трудом, способен создать духовные ценности, которые не только становятся достоянием отдельных социальных групп, но и обогащают человечество.

Исследователи отмечают, что работники духовного труда в общей массе участников общественного производства всегда составляли меньшинство. В-четвертых, предметом труда в духовном производстве служат не только природа и природные вещества, но и общественный прогресс в богатстве его социальных связей, человеческое мышление и деятельность людей.

Особенностью духовного производства является и то, что применяемые в нем идеи, образы, парадигмы в силу их идеального характера невозможно отделить от производителя. По утверждению ученых, духовное производство как специфический вид деятельности обладает огромной притягательной силой.

Продукты духовной деятельности, подчеркивают исследователи, относительно самостоятельны применительно к материальной сфере жизни общества. Известны примеры, когда идеи, высказанные гениальными людьми, на многие годы определяли развитие направлений научного познания, а художественные образы служили многим образцами для подражания.

Идея создания идеального государства, предложенная древнегреческим философом Платоном, на века определила ориентиры в поиске учеными модели такого политического образования. По мнению исследователей, развитию духовной сферы жизни общества, обусловленной его материальной сферой, свойственны базовые противоречия.

В их числе – противоречия, вытекающие из специфики развития духовной сферы жизни общества:

  • обусловленные различными способами отражения природы и социального бытия и многими качествами духовных образований и наличием различных уровней отражения материальных объектов;
  • вытекающие из наличия в духовной жизни общества элементов системности и хаотичности.

Существуют и противоречия между духовным производством и духовным потреблением:

  • между темпами развития духовного производства и духовных потребностей общества;
    между духовными потребностями общества и способностью духовного производства удовлетворить их;
  • между содержанием духовной сферы жизни общества, уровнем и направлением ее развития и глубиной теоретического обоснования названного процесса.

Исследователи выделяют и противоречия в сфере собственно духовного производства: между всеобщностью содержания духовного труда и индивидуальным способом его осуществления; между воспроизводством традиционной системы духовных ценностей и потребностью общества в ее реконструкции.

В числе противоречий, фиксируемых в сфере духовного потребления, − противоречия между духовными потребностями различных слоев общества и социальных групп; обусловленные неготовностью и неспособностью общества потреблять продукцию духовного производства. Ученые подчеркивают, что лучшие образцы духовного производства, получившие социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность, в этом качестве выступает как объект и как субъект духовного производства.

Формированию духовной культуры содействуют система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия, субъект способен и самостоятельно усваивать духовные ценности в процессе самообразования и самовоспитания.

Ядром духовной жизни общества исследователи считают духовную культуру. Тема духовности, духовной культуры общества находится на пике популярности и востребованности. Она имеет сложную структуру, включающую научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную культуру, воздействует на жизнедеятельность человека и общества.

Духовная культура отражает характерные черты эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересы больших социальных общностей и может быть рассмотрена, как единое целое, присущее нации, государству, региональной группе государств.

В обществе духовная культура проявляется в процессе освоения норм, накопленных предшествующими поколениями, производстве духовных ценностей, нацелена на формирование определенного типа человеческой личности и ее познавательных способностей в интересах общества, регулирование поведения человека в его отношениях с обществом, природой и окружающим миром.

Естественно определить главную цель и основную функцию духовной культуры, как формирование определенного типа человеческой личности в интересах общества; регулирование поведения человека в процессе его взаимоотношений с обществом, природой и окружающим миром. С данной функцией связано формирование познавательных способностей личности.

В анализе духовной культуры различаются ее форма, которая материальна, и ее содержание, которое идеально. Форма включает определение того, в чем отражены феномены данного вида культуры, а содержание характеризует их значимость для личности и общества. Духовную культуру можно описать на основании оценок степени участия создавших ее людей в творческой, преобразующей деятельности.

С учетом этого критерия определены следующие подвиды духовной культуры:

  • произведения монументального искусства, имеющие материальную форму, которую придал автор естественно-природным или искусственным материалам (объекты архитектуры, скульптура);
  • театральное искусство (образы, представленные на сцене);
  • произведения изобразительного искусства (живописные, графические);
    узыкальное искусство (образы, отражающие действительность в звуковых художественных формах);
  • формы общественного сознания (идеологии, философские, эстетические, нравственные и другие сведения, научные концепции);
  • явления общественно-психологического характера (общественное мнение, идеалы, ценности).

В формировании духовных образцов (эталонов) культуры участвуют средства массовой информации. Они воздействуют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации, усваиваемые людьми, но и на выбор формы и возможностей распространения их в обществе. Благодаря оперативности и динамичности средства информации эффективно влияют на духовную жизнь общества, сознание масс.

Передача сообщений посредством слов не является единственным элементом информационной деятельности, особенно аудиовизуальных массмедиа. Поток образов, символов, сигналов, адресуемых потребителю, воздействует на восприятие сведений людьми, вследствие этого снижается значимость слова, как элемента культуры современной эпохи.

Как инструменты коммуникации и знания, отмечают исследователи, массмедиа являются одновременно инструментами власти. Они способны склонить общественное мнение к поддержке организаторов конкретных кампаний, того или иного политического курса, содействуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, стандартизируют однородную культуру, унифицируют поведенческие ориентиры. С одной стороны, массмедиа предоставляют возможность миллионам людей ознакомиться с достижениями культуры, вселяют в них надежды на лучшую жизнь, захватывающие дух перспективы.

С другой стороны, они содействуют кристаллизации вкусов, идей, связанных с потребительским отношением индивидов к культуре. Распространение образцов массовой культуры, не отличающихся высоким качеством и ориентированных не на духовное развитие человека, а на продажу, ведет к формированию в сознании россиян стереотипов, часто не совместимых с национальными традициями.

Исследователи подчеркивают, что значительная часть населения многих стран либо равнодушна к происходящему, либо принимает стандарты, вкусы и пристрастия, навязываемые средствами массовой информации. На человека хлынули потоки разнообразной информации, чаще всего негативного характера, так что он теряет способность ориентироваться в явлениях социально-политического процесса.

В этих условиях оригинальность и самостоятельность суждений и поведения человека становятся рискованными. Тем самым возникают условия для утраты людьми способности нести социальную, гражданскую и личную ответственность.

Большинство индивидов следуют навязанным медиа стереотипам, а когда кто-либо предпринимает попытку разрушить их, люди испытывают дискомфорт. Массы все чаще воспринимают духовность и культуру, как некий балласт, не соответствующий критериям новой эпохи.

Особенностью социокультурной ситуации, сложившейся в России, является использование культуры в качестве инструмента политики. Ради привлечения дополнительных голосов избирателей в электоральных кампаниях деятели культуры и искусства участвуют в агитационных концертах, встречах претендентов на властные полномочия с гражданами, вовлечены в работу предвыборных штабов, служат инструментом достижения целей субъектами властных отношений.

Деятелям культуры и искусства предлагают подписать письма в осуждение действий тех людей, которые являются оппонентами влиятельных субъектов политики. Вероятно, участие в политических акциях объясняется не чьей-либо осознанной приверженностью конкретным концепциям, воззрениям, духовным ценностям, а материальными соображениями.

Таким образом, духовная жизнь общества как сфера бытия, в которой объективная реальность приобретает свойства индивидуальной, субъективной действительности, подвержена воздействию материально-экономических факторов. Ее сущностная часть представлена общественным и индивидуальным сознанием.

Компонентами духовной жизни человечества являются и такие элементы, как потребность, деятельность и производство, ценности. В качестве ядра духовной жизни общества исследователи воспринимают культуру, отражающую характерные черты эпохи и определенной общественно-экономической формации, интересы больших социальных общностей.

Интересно
На процесс формирования духовных образцов культуры существенное влияние оказывают массмедиа. Их роль противоречива. С одной стороны, весомо их участие в ознакомлении людей с достижениями, имеющимися в духовной культуре. С другой стороны, отдельный человек испытывает большие затруднения в освоении огромного объема получаемой от массмедиа информации.

Пресса благоприятствует распространению образцов массовой культуры, нацеленных не на духовное развитие человека, а на получение прибыли, вырабатывается отношение масс к духовности и культуре как к некому бремени, отягощающему их жизнь в новую эпоху.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)