Договорное регулирование инновационной деятельности в сфере энергетики

В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил, что для возобновления устойчивого экономического роста необходимо задействовать новые факторы развития, такие как высокое качество профессионального образования, гибкий рынок труда, благоприятный инвестиционный климат, современные технологии и подчеркнул необходимость поддержки именно инновационного развития экономики, восстановления стратегического вектора на технологический прорыв.

Анализ проведенных правовых исследований в данной области показывает следующее. При том, что правовое регулирование инновационной деятельности было предметом многих правовых исследований, правовое регулирование инновационной деятельности в сфере энергетики не было предметом отдельного исследования.

О необходимости совершенствования правового регулирования инновационной деятельности в сфере энергетики, проведении правовых исследований в этой области справедливо обращают внимание представители науки, руководители энергетических компаний.

Рассматривая вопросы договорного регулирования в данной сфере, следует отметить, что и для данной сферы также характерно сочетание регулирования как нормами Гражданского кодекса, так и нормами специального законодательства.

В ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и научно-технической политике» закреплен определенный понятийный аппарат в том числе в отношении инновационной деятельности, инновационного продукта, научной и (или) научно-технической продукции, научного и (или) научно-технического результата.

Под инновационной деятельность понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности. Под инновационным проектом понимается комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов .

Научный и (или) научно-технический результат означает продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе. Научная и (или) научно-техническая продукция означает научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О науке и научно-технической политике» основной правовой формой отношений между научной организацией, заказчиком и иными потребителями научной и (или) научно-технической продукции, в том числе федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются договоры (контракты) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции, оказание научных, научно-технических, инженерно-консультационных и иных услуг, а также другие договоры, в том числе договоры о совместной научной и (или) научно-технической деятельности и распределении прибыли.

Согласно п. 2 данной статьи на основе указанных договоров (контрактов) выполняются научные исследования и экспериментальные разработки для государственных нужд. В этих случаях договоры (контракты) заключаются между государственным органом-заказчиком и организацией-исполнителем. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать для федеральных государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок.

В соответствии с п. 3 указанной статьи условия владения, пользования и распоряжения научными и (или) научно-техническими результатами определяются законодательством Российской Федерации, а также не противоречащими ему договорами (контрактами) сторон — субъектов научной и (или) научно-технической деятельности и потребителей научной и (или) научно-технической продукции.

В зависимости от избранной формы взаимодействия исполнителя и заказчика создания инновационного продукта источниками договорного регулирования являются: нормы главы 38 Гражданского кодекса, регулирующие отношения по выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ; нормы главы 55 Гражданского кодекса, регулирующие отношения по договору простого товарищества.

Необходимо учитывать также нормы части IV Гражданского кодекса о правах на результаты интеллектуальной деятельности.

Вопросы, связанные с защитой прав на интеллектуальную собственность, имеют очень важное значение, поскольку отсутствие надлежащей защиты данных прав неизбежно приведет к демотивации проведения инновационных проектов, о чем справедливо указал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)