Дистанционное обучение в условиях пандемии

Современное общество развивается под влиянием глобализационных процессов, которые обуславливают возникновение новых требований к субъекту любой сферы деятельности, в том числе и в высшем образовании. 11 марта 2020г. Генеральный директор Д-р Тедрос на пресс брифинге по COVID-19 охарактеризовал его распространение как пандемию.

Вспышка коронавируса (COVID-19) привела к массовому использованию обучающих дистанционных технологий во многих странах мира. Дистанционные образовательные технологии – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и пе- дагогического работника.

Впервые дистанционное образование применено на практике в 1836 году, В Великобритании, когда был создан Лондонский Университет (University of London). Лондонский университет с 1858 года для студентов из других стран сделал открытыми экзамены. Данный подход способствовал появлению учебных учреждений, которые продолжали готовить сту- дентов по программе университета, однако задания им отправлялись по почте.

Следует подчеркнуть, что до Лондонского университета в 1728 году Калеб Филипс предлагал обучать стенографии всех желающих по почте. Кроме того, в Берлине появился институт заочной формы образования в 1856 году. Позднее появились заочные школы в США, Чикагский университет и Канадский Королевский университет стали предлагать обучение на расстоянии. Дистанционное образование развивалось благодаря новым технологиям, например, когда появилось радио стало возможным создавать радиокурсы, которые впервые были внедрены в образовательный процесс в Университете штата Пенсильвания.

Как уже было сказано выше, пандемия поспособствовала активному применению обучающих дистанционных технологий. Компания QS опубликовала отчет о полученных результатах исследовательского проекта «Как университеты внедряют онлайн-обучение во время вспышки коронавируса».

Интересно
В данном отчете показано, что из-за коронавируса учебные заведения внедрили ряд мер: – перевели традиционные курсы на работу онлайн (50%); – перенесли начало некоторых курсов на следующий семестр; – изменили даты приема документов на поступление; – отложили некоторые из их предложений 2020 года до 2021 года; – начали проводить собственные тесты по некоторым предметам.

Данный опрос подчеркивает, что пандемия может оказать пагубное влияние на количество заявок от студентов, которые они получили в
своем учебном заведении (мнение 50% респондентов), в то время как 26% считают, что они останутся без изменений. В вышеуказанном опросе, потенциальным иностранным студентам был задан вопрос, об их заинтересованности в изучении курса онлайн в связи с угрозой распространения коронавируса, 58% респондентов оказались заинтересованными в онлайн обучении. Однако 43% заявили, что они откажутся от данного предложения.

Это говорит, прежде всего, о том, что развитие высшего образования будет связанно с онлайн-обучением. Тем не менее эксперты прогнозируют воз- вращение традиционной среды обучения в форме контактных часов после исчезновения глобальной чрезвычайной ситуации.

Студентов также попросили назвать наиболее эффективные профилактические меры, способные минимизировать распространение коронавируса. 41% студентов сказали о проведении занятий в больших помещениях, позволяющих свести к минимуму тесный контакт.

Следует подчеркнуть, что пандемия открыла глубокое неравенство в системе образования. Согласно данным OECD, в Дании, Словении, Норвегии, Польше, Литве, Исландии, Австрии, Швейцарии и Нидерландах более 95% студентов сказали, что у них имеется компьютер для успешного онлайн-обучения. В Индонезии только 34% сказали, что он у них есть.

В Гонконге виртуальные лекции и семинары с использованием планшетов являются нормой, однако, большое количество студентов из менее развитых стран надеются на получение заданий посредством WhatsApp или электронной почты. Специалист по технологической интеграции в Епископальной школе All Saints в Форт-Уэрте, штат Техас, Дженна Конан, отмечает, что в большинстве семей нет одного компьютера на человека.

Министерство образования Российской Федерации в связи с неблагоприятной обстановкой 16 марта 2020 г «рекомендовало вузам организовать обучение студентов с использованием цифровых образовательных технологий вне места нахождения организаций».

Институт социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАН- ХиГС провел опрос в период пандемии, который показал, что преподаватели и студенты оценивают качество дистанционного образования как более низкое в сравнении с очным Дистанционное обучение не может полностью заменить традиционное. Как было указано Президентом РФ В. В. Путиным, система образования «не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано наше общество».

Совершенно очевидно, что воспитательный процесс не может эффективно осуществляться дистанционно: только при возникновении эмоционального сотрудничества, взаимодействия студентов и преподавателей, при непосредственном контакте возможно воспитание. В 2020 году вузы, техникумы, колледжи, школы получили уникальный опыт применения дистанционных образовательных технологий, который может послужить основой реформирования отечественного образования.

Интересно
В период пандемии учебные заведения в России были вынуждены активизировать работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, создавали или совершенствовали уже имеющиеся электронные образовательные платформы. В то же время стало очевидно, что идея полного перехода на дистанционное обучение как в высших, так и в средних учебных заведениях является ошибочной.

Дистанционное обучение призвано не замещать, а дополнять и обогащать существующие форматы взаимодействия студентов и преподавателей.

В перспективе дистанционное обучение должно стать основой для раз- работки инновационных методик обучения, повышения эффективности образовательного процесса и улучшения информационно-ресурсного обеспечения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)