Дистанционное образование плюсы и минусы

В современном мире дистанционное образование приобрело невероятную значимость. В течение нескольких последних десятилетий дистанционное образование стало глобальным явлением образовательной и информационной культуры, существенно повлияв на характер образования во многих странах мира. Область дистанционного образования признается одним из ключевых направлений программ ЮНЕСКО «Образование для всех», «Образование через всю жизнь», «Образование без границ».

Особая актуальность дистанционного обучения вышла на первый планс началом пандемии. Если до весны 2020 г. обращалось внимание в основ- ном на несомненные плюсы такого обучения, то в период его повсеместной реализации (март – май) «обнаружился» ряд изъянов. Данные «проблемы» вполне объяснимы и закономерны.

Итак, дистанционное образование – это способ обучения, при котором все или большая часть учебных процедур реализовывается с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов, при этом особо важна ориентация обучающихся на самостоятельную образовательную деятельность.

В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» определение дистанционного обучения звучит так: дистанционное обучение это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.).

Понятие «дистанционное образование» отличается от обучения тем, что предполагает образовательную активность обучающегося: он не просто воспринимает информацию от преподавателя, но главным образом, способен к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за ее результаты.

При этом роль педагога не сводится к простой передаче инфрмации. На наш взгляд, именно самостоятельная образовательная деятельность и ответственность за ее результаты лежит в основе эффективности дистанционного образования. Прежде чем подробно рассмотреть все плюсы и минусы дистанционного образования обратимся к истории его применения в разных странах. В США дистанционное обучение начало активно развиваться еще 1980– 1990 гг. и основной целью являлось повышение уровня квалификации определенных категорий граждан, которые по разным причинам хотели получить высшее образование дистанционно, не бросая работу.

Несмотря на то, что на мировом рынке дистанционного образования, значительная доля принадлежит США и странам Европейского союза, им же принадлежит и большее число негативных оценок дистанционного образования. Наиболее интересным нам представляется опыт технически развитой Японии.

В Японии с начала 1980-х годов осуществится государственный проект «Университет в эфире». Суть его состоит в том, что в установленное время по радио и ТВ транслируются лекции по каждой выбранной дисциплине и обучающиеся два раза в неделю слушают часовую лекцию.

По про- шествии пяти лет студенты обязаны сдать экзамен и получить диплом. Этот вид получения образования является условно дистанционным, доступен он и иностранцам, которые трудятся или обучаются в Японии. Важно отметить тот факт, что в Японии дистанционно получить основное образования бака- лавра практически невозможно, так как в большинстве вузов требуются личное присутствие студента. Дистанционно обучаться, допустимо, лишь полу- чая дополнительное образование. Например, обучение в магистратуре воз- можно дистанционно.

Интересно
Есть два варианта получить образование, которые зависят от срока обучения. Первый вариант дистанционного обучения пред- полагает фиксированные сроки сдачи всех работ и экзаменов, во втором варианте временной лимит отсутствует. При второмварианте обучения задания и экзамены, могут быть сданы в любое удобное время.

Дистанционные формы обучения активно используются крупными японскими корпорациями и фирмами при переподготовке сотрудников и повышения их квалификации без отрыва от работы. Эти корпорации ак- тивно используют свои корпоративные образовательные сети, при этом, корпоративные программы доступны только своим сотрудникам, как пра- вило, уже обладающим высшим образованием.

Получается, что дистанционное образование даже в технически оснащенных странах предназначено для взрослых (совершеннолетних) людей, имеющих основное базовое образование и направлено на получение дополнительного. Разберемся, что делает дистанционное образование таким привлекательным. У дистанционного образования довольно много «плюсов», главным из которых является доступность обучения для каждого человека, независимо от его географического положения и в любое время.

Учеба без отрыва от основной деятельности, так же, является одним из весомых достоинств такого обучения. Дистанционные формы обучения позволяют изучать сразу на несколько курсов одновременно.
Обучаясь дистанционно, студенты не встречаются с проблемой недостатка учебных материалов, так как их всегда можно найти в интернете, и это увеличивает их доступность и облегчает процесс получения знаний.

На лицо реализация принципа социального равноправия – возможность получения образования независимо от состояния здоровья, национальности или материальгого достатка, или места проживания. Плюсы в дистанционном обучении есть не только для учащихся, но и для педагогов, так как они смогут по- святить свое время студентам находясь в любой точке мира.

  1. Привлекательность дистанционного образования объясняется тремя основными причинами.
    1. Первая причина заключается в высокой потребности получения простой и надежной информации.
    2. Вторая – в том, что технологии для удовлетворения этих нужд имеются уже сейчас и в будущем будут только усовершенствованы.
    3. Третья причина состоит в самом отношении к дистанционному обучению как к новому значимому рынку.

Следует выделить еще несколько привлекательных моментов в дистанционной форме обучения.

Во-первых, гибкий график освоения учебного курса, который позволяет не посещать лекции и семинары в строго определенное время, а заниматься в любом месте в подходящее для себя время.

Во-вторых, модульный принцип обучения, который позволяет составлять учебные программы для каждого обучаемого с учетом его уровня подготовки и потребностей.

В-третьих, открытость обучения, которая предполагает, что в системе образования располагается богатая и хорошо разработанная образовательная среда, в которой обучаемый ориентируется довольно самостоятельно, при этом стараясь достичь своих образовательных целей.

Четвертый, немаловажный принцип сознательности и активности, который предполагает понимание учащимися смысла приобретаемых ими знаний и умений, а также ясное понимание и представление своих целей, формирование на основе полученных знаний своих убеждений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)