Агломерации творческих индустрий и культурный поворот

В разрезе литературы о географической агломерации, очевидно, что скопления культурных индустрий в соседних населенных пунктах становится отдельной темой исследований, увеличивающих свою значимость (Дж. Эрвас-Оливер и другие).

Однако, многие исследования сфокусированы на косвенных измерениях, а не на прямом измерении общественного вклада отраслей культуры.

Авторы пытаются наблюдать и изучать взаимодействия между отраслями культурного воспроизводства и другими отраслями промышленности, такими как межотраслевая торговля, экспорт знаний и сетевые экстерналии.

Эти исследования также подтвердили вклад творческих отраслей в региональное развитие и взаимосвязь между творческими отраслями и наукоемкими услугами, которая была признана косвенно способствующей формированию знания и регионального экономического роста.

Интересно отметить инновационные теоретические подходы в этой области. Например, Л. Лаззеретти предлагает применение концепции единиц местной производственной системы (МПС) для анализа творческих кластеров в соответствии с подходом, основанным на культурных и творческих индустриях и городской экономике.

Модель была проверена эмпирически в Италии и Испании, и ее результаты подтверждают идею о том, что творческие индустрии обладают качествами, соответствующими для анализа творческих процессов.

Дж. Эрвас-Оливер и другие получили положительные результаты при тестировании модели агломерации творческих индустрий в 250 регионах 24 европейских стран, которые показывают, что каждое увеличение на 1% доли творческих индустрий в занятости региона коррелирует с увеличением на 0,6% валового внутреннего продукта на душу населения или в денежном выражении со средним ростом доходов в € 1,424 на душу населения.

Таким образом, увеличение вложений в отрасли культурных индустрий влечет за собой значительное увеличение среднедушевого дохода.

Интересно
Этот подход привел к «культурному повороту» — повышению заинтересованности в отраслях культуры, предпринимательства в культуре, и признанию инноваций и творчества как факторов развития общества. Однако влияние культурных индустрий на городское и региональное развитие проявляется через различные эффекты.

Некоторые авторы, такие как Т. Билле и Г. Шульце отмечают, что развитие культурных индустрий может подвергаться воздействию на краткосрочность расходов за счет привлечения посетителей и местных потребителей, которые тратят деньги на местной территории; другие видят долгосрочно растущее воздействие путем создания благоприятной культурной среды, которая привлекает людей, компании, инвестиции и пр.

Последняя точка зрения, известная как «эффект агломерации», учитывает концентрацию культурных и творческих услуг для привлечения других отраслей промышленности, которые могут использовать специализированные подходы, проложенные культурными индустриями (Дж. Хейлбрун и К. Грэй).

Первое десятилетие XXI века было отмечено изменениями понимания потенциала культурного развития в обществе. Культурные индустрии приобрели важное значение. Они стали одним из самых динамично развивающихся сегментов мировой экономики, и их вклад по отношению к валовому внутреннему продукту продолжает расти.

Подсчитано, что творческий сектор составляет 7,3% мирового ВВП, а средний темп прироста международной торговли составил около 8,7% в период с 2000 по 2005 годы.

Эти тенденции вместе с изменениями в расширении экономической среды и потребления усилили рост индустрий культуры в некоторых странах, создали экономическое неравновесие и замедлили развитие определенных исследований, влияющих на текущую теоретическую и практическую базу.

Агломерации творческих индустрий и культурный поворот

В 2005 году была принята Конвенция ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Ее положения признают вклад культурных отраслей в общественное и культурное развитие.

Кульминация этой тенденции воплощена в двух основополагающих документах, подчеркивающих важность культурного процесса в общественном развитии: «Итоговый документ Саммита Генеральной Дирекции Организации Объединенных Наций, посвященный обзору выполнения целей развития тысячелетия» и (в отдельных положениях) «Резолюция культуры и развития» Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

В качестве выражения общего международного консенсуса по глобальной повестке дня в вопросе достижения целей развития тысячелетия признается значительный потенциал культуры в решении различных компонентов всемирных задач в области общественного эволюционирования.

«Резолюция культуры и развития» призывает все государства-члены обеспечить более заметную и эффективную интеграцию и включение культурного аспекта в политический процесс и разработку стратегий на всех уровнях.

Она побуждает поддерживать и развивать консолидацию культурных индустрий, этнографического туризма и малого бизнеса различных отраслей культуры, помогать им в развитии необходимой инфраструктуры и навыков.

Самое важное — резолюция ООН обязывает ЮНЕСКО оказывать помощь государствам-членам в разработке способов оценки и оптимизации вклада культуры в развитие, в том числе путем сбора, исследования, изучения и применения соответствующих оценочных показателей

Узнай цену работы

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)