Бюджетирование на предприятии промышленного бизнеса

В менеджменте промышленного бизнеса одной из форм планирования выступает бюджетирование (бюджетное планирование).

Бюджетирование — это вид планирования, в основу которого положены принципы и методы составления, исполнения, корректировки, контроля и оценки бюджетов как специфической формы плановых документов.

Другими словами, бюджетирование — это процесс планирования экономических показателей будущей хозяйственной деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Бюджеты строятся на системе расчетов натуральных и стоимостных показателей, которые представляются в определенных таблицах. Бюджеты натуральных и стоимостных показателей разрабатываются раздельно в зависимости от экономического содержания, направления деятельности, вида операции (производство, продажи и т. п.), а затем объединяются в сводные бюджеты.

Этот процесс разработки частных и сводных бюджетов в целом и представляет собой процесс бюджетирования. Состав и формы разрабатываемых бюджетов устанавливаются предприятием самостоятельно.

Основное предназначение бюджетирования как вида планирования заключается в выработке, повышении эффективности и обоснованности управленческих решений. Механизм бюджетного планирования, как правило, внедряют для большей оперативности, согласованности и обоснованности в управленческой работе, повышения достоверности плановых показателей и, как следствие, для достижения эффективности управленческих решений.

Таким образом, бюджетирование на предприятиях промышленного бизнеса позволяет достичь:

  • обоснованности управленческих решений;
  • осуществления оценки технико‑экономического положения отдельных видов деятельности и предприятия в целом;
  • укрепления дисциплины и подчинения интересов подразделений интересам предприятия в целом;
  • степени потребности в ресурсах и повышения эффективности их использования;
  • оптимизации затрат и прибыли;
  • согласованности деятельности различных подразделений предприятия и пр.

Бюджет как плановый документ содержит плановые показатели на определенный период времени (бюджетный период) относительно:

  • использования материальных, финансовых, кредитных и денежных ресурсов;
  • использования основных и оборотных средств, нематериальных активов;
  • источников финансирования деятельности;
  • величины доходов, расходов, финансового результата;
  • движения денежных средств;
  • величины налоговых платежей;
  • объемов капитальных вложений и т. д.

В процессе бюджетирования формируется система бюджетов, то есть их взаимосвязанная целостность, которая достигается посредством следующих принципов:

  • взаимная непротиворечивость бюджетов;
  • подчинение определенной цели и стратегии;
  • иерархическая соподчиненность.

Информационной базой бюджетирования является управленческий бухгалтерский и налоговый учет. Поскольку бухгалтерский учет отражает фактические данные, то управленческий учет целесообразно осуществлять в формах, близких к бухгалтерскому учету, чтобы облегчить процесс анализа достижения плановых (бюджетных) показателей.

Особенностью бюджетирования на предприятии является то, что бюджетирование можно использовать применительно к структурным подразделениям, отдельным видам деятельности и в целом к организации. В процессе бюджетирования построение (составление), исполнение и контроль бюджета предприятия осуществляется на основе бюджетов отдельных его подразделений.

Бюджеты разрабатываются на определенный период времени, который называется бюджетным периодом. Длительность бюджетного периода определяется длительностью (горизонтом) текущего планирования на предприятии. Как правило, горизонт планирования связан с горизонтом прогнозирования (по крайней мере, не превышает его), который, в свою очередь, зависит от уровня нестабильности и неопределенности внешней среды предприятия.

Таким образом, бюджетирование осуществляется в виде совокупности циклических процессов формирования, утверждения бюджетов на предприятии и контроля за их выполнением. Бюджеты должны быть разработаны в соответствии со стратегией, спецификой внешней среды, организационной структурой и системой документооборота в организации про‑

мышленного бизнеса и регламентированы внутренними нормативными документами.
Система бюджетирования представляет собой совокупность элементов, использование которых позволяет реализовать бюджетирование на предприятии.

Можно выделить следующие элементы системы бюджетирования:

  • технология, то есть совокупность методик формирования бюджетов;
  • структура бюджетов, то есть виды, форматы бюджетов;
  • порядок консолидации и соподчинения бюджетов различных уровней управления и функционального назначения;
  • система плановых показателей и нормативов, например, номенклатура производимой продукции, виды доходов и расходов, элементы и статьи затрат, перечень обязательств и виды собственного капитала, направление инвестирования, типы клиентов, категории персонала и т. д. [15];
  • подразделения, ответственные за формирование и исполнение бюджетов;
  • структура управления, которая позволяет реализовать бюджетирование на предприятии, и т. д.

Организация бюджетирования — процесс построения управленческой структуры на предприятии, осуществляющей бюджетирование. Организация бюджетирования предполагает наличие:

  • квалифицированного персонала;
  • системы полномочий и ответственности;
  • регламента взаимоотношений руководителей различного уровня;
  • функций подразделений;
  • бюджетного регламента.

Бюджетный регламент — порядок разработки бюджетов на планируемый (бюджетный) период. Бюджетный регламент всегда определяется в зависимости от продолжительности бюджетного периода. Разрезы бюджетного периода могут быть различны (поквартальный, помесячный и пр.). Бюджеты бывают жестко принятыми, то есть директивными, а также индикативными, то есть ориентировочными, характеризующими лишь намерения в виде прикидок.

Бюджетный регламент включает общий график бюджетирования. Общий график бюджетирования состоит из отдельных графиков, которые предопределяют сроки, а также общий и детальный порядок составления бюджетов и их консолидации. График бюджетирования включает также регламентацию порядка утверждения каждого бюджета.

Кроме этого, бюджетный регламент определяет продолжительность бюджетного периода и включает периоды разработки, утверждения, исполнения бюджета и составления отчета по нему, а также регулярность, периодичность, глубину рассмотрения и сроки принятия решений по отклонениям от запланированных показателей бюджетов в ходе их исполнения.

Структура управления процессом бюджетирования предполагает:

  1. определение центров учета — структурных подразделений либо видов деятельности предприятия, являющихся объектами бюджетирования;
  2. определение центров ответственности — структурных подразделений, которые несут ответственность за выполнение плановых (бюджетных) показателей;
  3. формирование бюджетного регламента и механизма бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов);
  4. распределение функций в аппарате управления;
  5. создание системы внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т. д.);
  6. создание информационной инфраструктуры;
  7. создание системы мотивации и др.

Процесс бюджетирования возглавляется, организуется и контролируется, как правило, специальным подразделением предприятия. Непосредственным разработчиком и исполнителями системы бюджетов выступают все службы в пределах их компетенции и установленной ответственности. Особую роль при этом играет экономическая служба, возглавляемая руководителями по экономическим направлениям, например, главный экономист, финансовый директор и пр.

В системе бюджетов основная роль отводится сводным бюджетам. По существу, система бюджетов формируется в целях составления этих обобщающих итоговых бюджетов, разрабатываемых для промышленного предприятия в целом либо для конкретного промышленного подразделения. Сводные (основные) бюджеты составляются с помощью операционных и вспомогательных бюджетов.

Сводные бюджеты формируют обобщающие экономические показатели по предприятию в целом или подразделению и предназначены для управления средствами предприятия, определения финансового результата и оценки финансового состояния предприятия. Основные бюджеты взаимосвязаны друг с другом, так как имеют ряд общих показателей.

К основным бюджетам относятся:

  • расчетный баланс;
  • бюджет движения денежных средств;
  • бюджет доходов и расходов.

Операционные бюджеты необходимы для определения плановых значений ряда технико‑экономических показателей в натуральном и стоимостном измерении, используемых для составления основных бюджетов.

Вспомогательные бюджеты предназначены для детализации различных показателей и нормативов планирования в операционных и основных бюджетах. Для формирования плановых показателей конкретных проектов, например, относительно разработки нового инвестиционного проекта, проведения исследований, выхода на новые рынки и т. д., могут формироваться специальные бюджеты.

В силу разнообразия отраслевых особенностей предприятий номенклатура бюджетов и процедура их формирования на каждом промышленном предприятии могут быть различными. Поэтому набор операционных, вспомогательных бюджетов определяется руководством предприятия.

В обобщенном виде можно выделить следующую номенклатуру бюджетов.
1. Основные бюджеты.
1.1. Бюджет доходов и расходов (БДиР).
1.2. Бюджет движения денежных средств (БДДС).
1.3. Расчетный баланс (РБ).
2. Операционные бюджеты.
2.1. Бюджет продаж.
2.2. Бюджет запасов.
2.3. Производственный бюджет.
2.3.1. Бюджет производства.
2.3.2. Бюджет прямых затрат.
2.3.2.1. Бюджет прямых затрат труда.
2.3.2.2. Бюджет прямых материальных затрат.
2.3.2.3. Бюджет прочих прямых затрат.
2.3.3. Бюджет общепроизводственных затрат.
2.3.4. Бюджет общехозяйственных (управленческих) затрат.
2.3.5. Бюджет коммерческих затрат.
2.3.6. Бюджет прочих затрат.
3. Вспомогательные бюджеты.
3.1. Кредитный бюджет.

3.2. Инвестиционный бюджет.
3.3. Налоговый бюджет.
3.4. Маркетинговый бюджет.
3.5. Бюджет НИОКР.
3.6. Бюджет оборотных средств и т. д.

Формирование основного бюджета осуществляется в определенной последовательности. Примерная блок‑схема составления основных бюджетов на предприятии представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Блок‑схема формирования бюджетов на предприятии промышленного бизнеса

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)