Прогнозирование на предприятиях промышленного бизнеса

Для эффективного экономического планирования деятельности любого предприятия необходимо иметь достаточно достоверное представление о будущем состоянии предприятия, его внешней среде, позиции во внешней среде и т. д. Это представление в некоторой степени достигается с помощью прогнозирования.

Прогнозирование — это особый вид деятельности на предприятии, позволяющий с помощью специальных методов (методов прогнозирования) получить вероятностную информацию о будущем состоянии объекта в виде прогнозов.

Прогноз — научно обоснованное вероятностное суждение o возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, направлениях и сроках их осуществления.
Прогнозирование и планирование, являясь двумя сторонами единого процесса, различаются между собой по конечной цели.

Целью прогнозирования является установление вероятностной оценки путей, направлений, уровней, структуры и темпов развития объекта прогнозирования, а целью планирования является установление на основе результатов прогнозирования конкретных показателей и темпов их развития. Таким образом, основное отличие плана от прогноза заключается в его конкретности и директивности, при этом прогноз является основой плана.

Процесс прогнозирования тесно связан с понятием гори- зонта прогнозирования, то есть периодом времени, в течение которого может быть получен прогноз заданной точности (вероятности реализации). Горизонт прогнозирования, в свою очередь, зависит от уровня нестабильности внешней и внутренней среды предприятия, то есть скорости изменения факторов, составляющих среду.

Методические принципы прогнозирования:

  1. системность — требование взаимосвязанности и соподчиненности прогнозов;
  2. согласованность — требование взаимной непротиворечивости прогнозов, разработанных с помощью разных методов прогнозирования;
  3. вариантность — требование разработки нескольких вариантов прогнозов и выбор наиболее вероятного прогноза;
  4. гибкость — требование корректировки прогнозов
    по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования;
  5. достоверность — требование достижения заданной точности и обоснованности прогнозов;
  6. эффективность — требование наличия экономического эффекта от использования прогнозов.

Можно выделить следующие основные этапы процесса прогнозирования.

  1. Определение цели прогнозирования. В общем случае цель прогнозирования определяет объект прогнозирования, требуемый уровень точности прогноза, необходимое количество ресурсов для осуществления прогноза.
  2. Определение горизонта прогнозирования.
  3. Выбор метода прогнозирования. Выбор метода зависит от объекта прогнозирования, нестабильности среды и требуемой точности.
  4. Сбор, анализ, подготовка данных для разработки прогноза.
  5. Составление прогноза с использованием выбранного метода и возможной последующей корректировки прогноза на основе других методов.
  6. Проверка надежности и точности прогноза. Как правило, проверка осуществляется на основе специального анализа.

На практике используются различные методы прогнозирования, которые можно объединить в следующие группы:

  • математические (статистические) методы, основанные на использовании математических моделей и закономерностей;
  • экспертные методы, предполагающие использование знаний и суждений экспертов.

Математические методы прогнозирования включают в себя:

  • экстраполяционные методы;
  • интерполяционные методы;
  • факторные (причинные) методы.
Экстраполяционные методы прогнозирования основаны на использовании экстраполяции, под которой понимается процесс перенесения объективных закономерностей, тенденций, существовавших в прошлом, на будущее. Экстраполяция основывается на анализе статистических данных за прошлый период.

Поскольку экстраполяция предполагает автоматическое перенесение тенденций прошлого в будущее, то при высоком уровне нестабильности внешней среды экстраполяция не может использоваться из‑за высокой погрешности прогноза.
Прогнозирование с помощью экстраполяции осуществляется чаще из‑за своей простоты. Для построения прогнозной функции используют различные подходы.

Первый подход основан на применении методов, предполагающих использование средних значений прогнозируемого признака (явления), например: простая средняя арифметическая — исчисляется в тех случаях, когда объем усредняемого признака образуется как сумма его значений у отдельных единиц изучаемой статистической совокупности:

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)