Контроллинг на предприятиях промышленного бизнеса

Разновидностью контроля как функции менеджмента на предприятии промышленного бизнеса является контроллинг. Его возникновение и эволюция обусловлены развитием и усложнением системы рыночных отношений. В дословном переводе с английского слово «controlling» означает «руководство, регулирование, управление, контроль».

Контроллинг — это комплексная система поддержки управления организацией, направленная на координацию деятельности и обеспечение взаимодействия управленческих уровней менеджмента промышленного бизнеса на основе результатов, полученных в процессе осуществления контроля.
Контроллинг призван обеспечить успешное функционирование предприятия в долгосрочной перспективе с помощью следующих процессов:

  • адаптации к изменяющимся условиям внешней среды;
  • согласования оперативных планов со стратегиями предприятия;
  • координации и интеграции планов различных бизнеспроектов;
  • создания системы обеспечения информацией менеджеров различных уровней управления;
  • адаптации организационной структуры управления к изменяющимся целям предприятия.

Контроллинг обеспечивает методическую инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.

Таким образом, контроллинг позволяет:

  • направить предприятие на эффективную работу в долговременной перспективе;
  • обеспечить контроль за ресурсами предприятия;
  • обеспечить связь системы стимулирования работников с их вкладом в достижение целей предприятия;
  • формировать организационную структуру, ориентированную на достижение стратегических и тактических целей;
  • создать информационную систему, оперативно раскрывающую ситуацию на предприятии;
  • формулировать задачи контроля на всех этапах производственного цикла.

Контроллинг представляет собой циклически повторяемый процесс, включающий следующие этапы: формулирование целей, осуществление контроля и принятие корректирующих решений. Его задачи — разработка подходов и методик корректировки полученных результатов, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.

Отдельный этап контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению отклонений в пределах определенной руководителю компетенции.

Таким образом, контроллинг — это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии промышленного бизнеса, связанное с реализацией контрольной функции в менеджменте для принятия оперативных  стратегических управленческих решений. Контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:

  1. сервисная (предоставление необходимой информации для управления);
  2. управляющая (функция принятия решений);
  3. производственная (функция внутреннего контроля на предприятии).

Сервисная функция — это информационное обслуживание контроллинга, которое обеспечивается при помощи систем планирования, нормирования, учета и контроля. Все эти системы ориентированы на достижение цели, конечного результата деятельности предприятия. Информация должна содержать заданные (плановые, нормативные) и фактические показатели, в том числе сведения об отклонениях, выявленных в ходе учета.

Управляющая функция контроллинга реализуется с использованием данных анализа отклонений между плановыми и фактическими показателями деятельности предприятия. Эта информация необходима для принятия тактических (оперативных) и стратегических решений.

Производственная функция сводится к контролю производственной деятельности организации и ее структурных подразделений.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)