Ассортиментные стратегии

При формировании ассортимента такие инструменты, как включение товаров в структуру ассортимента или исключение из нее, выступают основой управления расширением, сокращением или обновлением ассортимента.

Ассортиментные стратегии (стратегии ассортиментной политики) базируются на четырех основных направлениях:

  • узкая товарная специализация;
  • товарная диверсификация;
  • товарная вертикальная интеграция;
  • товарная дифференциация.

Практика российских и зарубежных предприятий показывает, что многие успешные предприятия применяют в своей работе стратегический «микс», т.е. сочетают несколько направлений одновременно с разработкой собственных путей экономического роста.

Рассмотрим далее виды ассортиментных стратегий.

Узкая товарная специализация

Данная ассортиментная стратегия определяется работой предприятия на узком рынке и, соответственно, ограничением сбыта продукции.

Впрочем, она не всегда свидетельствует о недостаточности ресурсов, специфичности технологий производства или ограниченности товаров, не рассчитанных на широкую аудиторию. Причиной избрать узкую товарную специализацию в виде основной стратегии может служить глубокая сегментация рынка данного товара. Часто на такой шаг идут лишь небольшие компании, переживающие период изменения рынков.

Товарная диверсификация – данная стратегия предполагает значительное расширение ассортимента продукции и освоение новых сфер производства.

Новые товары могут продолжать линию предыдущей продукции, а могут быть абсолютно не связанными с ней. Такая товарная политика ограждает предприятие от риска внезапного снижения спроса на один вид товара или от кризисных ситуаций в какой-то определенной области.

Преимуществом ассортиментной стратегии «товарная диверсификация» выступает возможность использования собственного опыта (управленческого, маркетингового, производственного) в сочетании с наработками других фирм, которые успешно продвигают новые товары.

Товарная вертикальная интеграция – указанное направление ориентировано на продвижение компании на рынке не по горизонтали, а по вертикали, когда оно осваивает новые звенья производственного процесса или новые товарные категории одного вида.

Вертикальная интеграция направляет предприятие осваивать и контролировать всю отрасль: от добычи/закупки сырья до путей сбыта готовой продукции.

Таким образом, производство увеличивает прибыль, ведь есть возможность снизить себестоимость готового продукта, продавая его одновременно с этим по фиксированным рыночным ценам.

Товарная дифференциация связана с позиционированием компанией своих товаров как особенных и отличных от продукции компаний-конкурентов.

Причинами для разработки такой ассортиментной стратегии могут стать следующие товарные показатели:

  • улучшенное качество;
  • технологическое превосходство;
  • новшество разработок;
  • отличная сырьевая база.

Особенностью товарной дифференциации является то, что она обеспечивает узнаваемость товара, причем использовать ее можно и при наличии всего товарного разнообразия, имеющегося у компании.

Итак, главной задачей компании в области ассортимента является формирование фактического и прогнозируемого ассортимента, максимально близкого к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Деятельность, нацеленная на достижение рациональности ассортимента, образует управление ассортиментом, основными элементами которого выступают создание ассортимента и постановка уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента включает в себя деятельность по составлению товаров, позволяющих удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достичь целей, поставленных руководством компании.

Ассортиментная политика включает следующие мероприятия:

  • установление реальных и предполагаемых потребностей в определенных товарах;
  • определение основных показателей ассортимента и проведение анализа его целесообразности;
  • обнаружение источников товарных ресурсов, нужных для формирования целесообразного ассортимента;
  • оценку материальных потенциалов компании для выпуска, распределения и/или реализации некоторых товаров;
  • определение главных направлений разработки ассортимента.

Формирование ассортимента основывается на заранее выбранных целях и задачах конкретной компании, что позволяет определить ее ассортиментную политику – цели, задачи и основные направления создания ассортимента, заданные ее руководством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)