Система продакт-менеджмента компании
Продакт-менеджмент (продукт-менеджмент) или управление продуктом представляет собой одну из организационных функций компании, которая занимается планированием и маркетингом продукта на всех стадиях его жизненного цикла.
Продакт-менеджмент впервые выделился как самостоятельная организационная функция в компании «Procter & Gamble» в 1927 г. по инициативе молодого сотрудника Нила Мак-Элроя, который позже стал президентом компании. В России должность менеджера по продукту (продакт-менеджера) изначально возникла в компаниях, занимающихся продажей компьютерной техники, комплектующих, аксессуаров и пр.
По мнению А.М. Чернышевой и Т.Н. Якубовой, продуктовая политика (продакт-менеджмент) компании представляет собой деятельность компании, связанную с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик продукта, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая соответствующую прибыль компании.
Продакт-менеджмент и ассортиментная политика формируют товарную политику компании, которая является одной из ключевых составляющих маркетинговой деятельности предприятия, ориентированной на:
- развитие ассортимента;
- создание новых товаров;
- исключение из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос;
- модификацию товаров;
- вопросы упаковки, дизайна, совершенствование упаковки товара;
- разработку запоминающегося наименования и отличительного товарного знака.
Товарная политика компании может быть также определена как совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей, включающих выход нового товара или группы товаров на рынок (инновация), модернизацию уже имеющихся на рынке товаров (вариация) или вывод из производственной программы выпускаемого товара (элиминация), а также ассортиментную политику. Как правило, центральное место в товарной политике компании принадлежит концепции создания товаров рыночной новизны.
Планирование продукта и маркетинг продукта дополняют друг друга и формируют синергетический эффект продакт-менеджмента.
Согласно другому подходу, продакт-менеджмент формирует триаду.
«Триада продуктового менеджмента» включает три главные области:
- стратегическое развитие продукта;
- техническое развитие продукта;
- маркетинговое развитие продукта.
Одна из главных идей продакт-мененджмента, согласно указанному подходу, заключается в том, что в развитии данного направления компания должна как можно скорее разграничить три указанные области (стратегическое развитие продукта; техническое развитие продукта; маркетинговое развитие продукта) по разным должностям, так как сочетать «три в одном» на самом деле представляется малореальным.
Однако к типовым функциям управления продуктами можно отнести следующие.
Планирование продуктов:
- разработка ассортиментной политики компании;
- разработка новых продуктов;
- управление изменениями и модификациями существующих продуктов.
Маркетинг-продуктов:
- разработка мероприятий по выводу новых продуктов на рынок;
- разработка позиционирования продуктов;
- разработка рекомендаций по ценообразованию, дистрибуции и продвижению продуктов;
- планирование соответствующих маркетинговых исследований;
- анализ и мониторинг конкурирующих продуктов.
Как система продакт-менеджмент в компании представлен совокупностью следующих компонентов:
- планирование продукта (продуктовое планирование);
- маркетинг-продукта;
- программное управление;
- проектное управление.
Представим далее структуру основных компонентов продакт-менеджмента в компании.
Продуктовое планирование (планирование продукта) включает в себя следующие мероприятия:
- определение новых продуктов и объединение рыночных требований;
- рассмотрение жизненного цикла продукта;
- управление продуктовым портфелем;
- дифференциация продукта.
Маркетинг продукта:
- позиционирование продукта и посыл потребителям;
- внешнее продвижение продукта через каналы коммуникаций – средства массовой информации, покупателей и партнеров;
- вывод на рынок новых продуктов.
Программное управление.
Проектное управление.
Содержание и приоритеты продакт-менеджмента зависят от основных стадий жизненного цикла продукта:
- на стадии его разработки, тестирования концепции, испытания создание продукта часто приносит лишь затраты;
- на стадии развития (роста) продукта существенно увеличиваются объем продаж и рост прибыли от его реализации;
- на стадии зрелости происходит замедление темпов прироста продаж, требуется увеличение усилий по поддержанию конкурентоспособности продукта и стимулированию сбыта;
- на стадии спада резко снижаются объемы продаж и прибыли.
Организационная функция продакт-менеджмента в компании оформлена в соответствующую должность – продакт-менеджер, менеджер по продукту и др. Однако, несмотря на достаточно большое количество вакансий для продакт-менеджеров на отечественном и зарубежном рынках, на сегодняшний день не существует единого мнения о том, что входит в функционал продакт-менеджера. Это обстоятельство во многом связано с тем, что обязанности продакт-менеджера зависят от индустрии, размера компании, ее организационной структуры и истории развития.
Следует также отметить, что часто продакт-менеджера путают с менеджером по закупкам, менеджером по продажам и менеджером по проектам. В организациях, ассортимент которых состоит из нескольких линий продуктов, функции продакт-менеджера и бренд-менеджера являются взаимозаменяемыми, хотя, в отличие от продукта, бренд – знак, символ, слова или их сочетание, помогающие потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой.
Профессия продакт-менеджера или менеджера по продукту является новой для России, поэтому в каждой компании его роль понимают по-разному: в одном случае организации нужен специалист, изучающий рынок и предлагающий новые идеи по разработке и совершенствованию продукта, во втором – умеющий найти рынки сбыта для уже существующего товара, в третьем – способный организовать эффективную рекламную кампанию и т.п.
Позицию продакт-менеджера в компании можно смело назвать междисциплинарной, так как она находится на пересечении нескольких организационных функций: исследований и разработок (R&D), маркетинга и продаж. Указанные аспекты деятельности продакт-менеджера (менеджера по продукту) дают основания для разделения работы на «входящую» (inbound) и «исходящую» (outbound). Результатом «входящей» деятельности продакт-менеджеров является разработка или планирование продукта, а «исходящей» – маркетинг и продажи.
Продакт-менеджер в своей деятельности обычно ориентируется на краткосрочные и среднесрочные цели, что, однако, не исключает элемента стратегического планирования. По мнению экспертов в области маркетинга, управление продуктом имеет три основных компонента: стратегия, тактика и наблюдение.
Элементы тактики продуктовой (товарной) политики включают комплекс «4Р»: продукт, ценообразование, дистрибуцию и продвижение.
Наблюдение для продакт-менеджера представляет важное профессиональное качество в связи с тем, что он должен уметь внимательно слушать клиентов, коллег – инженеров, дизайнеров, маркетологов и специалистов по продажам. Наблюдение дает продакт-менеджеру возможность получать важную информацию о продукте компании и проводить стратегическую и тактическую работу в правильном направлении.
Следует также отметить, что важная задача продакт-менеджера – быть связующим звеном между различными отделами организации, способствовать взаимопониманию и эффективному достижению общей цели компании. Сложность реализации данной задачи заключается в том, что продакт-менеджер не имеет формальных полномочий для управления отделами продаж и маркетинга, поэтому он должен «руководить» при помощи своих знаний, опыта и энтузиазма.
Деятельность по управлению продуктом компании опирается на общую стратегию организации и на товарную стратегию. Товарная стратегия, в свою очередь, базируется на возможностях проникновения на целевой рынок, расширения рынка сбыта товаров, выхода на него с новыми товарами. Как часть маркетинговой стратегии компании продакт-менеджмент может реализовываться только с учетом реальных ресурсов и возможностей компании.
- Оценка эффективности ассортиментной политики компании
- Ассортиментные стратегии
- Ассортиментная концепция
- Понятие ассортимента и этапы разработки ассортиментной политики компании
- Анализ потенциала рынка и прогнозирование объема продаж
- Анализ привлекательности товарной категории
- Товар как объект управления в комплексе маркетинга компании
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу