Система продакт-менеджмента компании

Продакт-менеджмент (продукт-менеджмент) или управление продуктом представляет собой одну из организационных функций компании, которая занимается планированием и маркетингом продукта на всех стадиях его жизненного цикла.

«Управление продуктом» также является и обобщающим термином, описывающим огромное количество различных действий по выводу специфического продукта на рынок.

Продакт-менеджмент впервые выделился как самостоятельная организационная функция в компании «Procter & Gamble» в 1927 г. по инициативе молодого сотрудника Нила Мак-Элроя, который позже стал президентом компании. В России должность менеджера по продукту (продакт-менеджера) изначально возникла в компаниях, занимающихся продажей компьютерной техники, комплектующих, аксессуаров и пр.

В настоящее время продакт-менеджеры востребованы в самых разных областях, таких как медицина/фармацевтика, телекоммуникации, интернет-технологии, финансы, легкая промышленность и др.

По мнению А.М. Чернышевой и Т.Н. Якубовой, продуктовая политика (продакт-менеджмент) компании представляет собой деятельность компании, связанную с планированием и осуществлением совокупности мероприятий и стратегий по формированию конкурентных преимуществ и созданию таких характеристик продукта, которые делают его постоянно ценным для потребителя и тем самым удовлетворяют ту или иную его потребность, обеспечивая соответствующую прибыль компании.

Продакт-менеджмент и ассортиментная политика формируют товарную политику компании, которая является одной из ключевых составляющих маркетинговой деятельности предприятия, ориентированной на:

  • развитие ассортимента;
  • создание новых товаров;
  • исключение из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос;
  • модификацию товаров;
  • вопросы упаковки, дизайна, совершенствование упаковки товара;
  • разработку запоминающегося наименования и отличительного товарного знака.

Товарная политика компании может быть также определена как совокупность мероприятий и стратегий, ориентированных на постановку и достижение предпринимательских целей, включающих выход нового товара или группы товаров на рынок (инновация), модернизацию уже имеющихся на рынке товаров (вариация) или вывод из производственной программы выпускаемого товара (элиминация), а также ассортиментную политику. Как правило, центральное место в товарной политике компании принадлежит концепции создания товаров рыночной новизны.

Продакт-менеджмент состоит из двух основных блоков: планирование продукта и маркетинг продукта. Важно понимать разницу между планированием продукта (продуктовым планированием) и маркетингом продукта, несмотря на то, что многие компании отождествляют их ввиду схожей природы.

Планирование продукта и маркетинг продукта дополняют друг друга и формируют синергетический эффект продакт-менеджмента.

Согласно другому подходу, продакт-менеджмент формирует триаду.

«Триада продуктового менеджмента» включает три главные области:

  • стратегическое развитие продукта;
  • техническое развитие продукта;
  • маркетинговое развитие продукта.

Одна из главных идей продакт-мененджмента, согласно указанному подходу, заключается в том, что в развитии данного направления компания должна как можно скорее разграничить три указанные области (стратегическое развитие продукта; техническое развитие продукта; маркетинговое развитие продукта) по разным должностям, так как сочетать «три в одном» на самом деле представляется малореальным.

Продакт-менеджмент или управление продуктами подразумевает выполнение различных функций на стратегическом и тактическом уровнях, их состав на практике может различаться в зависимости от организационной структуры конкретной компании.

Однако к типовым функциям управления продуктами можно отнести следующие.

Планирование продуктов:

  • разработка ассортиментной политики компании;
  • разработка новых продуктов;
  • управление изменениями и модификациями существующих продуктов.

Маркетинг-продуктов:

  • разработка мероприятий по выводу новых продуктов на рынок;
  • разработка позиционирования продуктов;
  • разработка рекомендаций по ценообразованию, дистрибуции и продвижению продуктов;
  • планирование соответствующих маркетинговых исследований;
  • анализ и мониторинг конкурирующих продуктов.

Как система продакт-менеджмент в компании представлен совокупностью следующих компонентов:

  • планирование продукта (продуктовое планирование);
  • маркетинг-продукта;
  • программное управление;
  • проектное управление.

Представим далее структуру основных компонентов продакт-менеджмента в компании.

Продуктовое планирование (планирование продукта) включает в себя следующие мероприятия:

  • определение новых продуктов и объединение рыночных требований;
  • рассмотрение жизненного цикла продукта;
  • управление продуктовым портфелем;
  • дифференциация продукта.

Маркетинг продукта:

  • позиционирование продукта и посыл потребителям;
  • внешнее продвижение продукта через каналы коммуникаций – средства массовой информации, покупателей и партнеров;
  • вывод на рынок новых продуктов.

Программное управление.

Проектное управление.

Содержание и приоритеты продакт-менеджмента зависят от основных стадий жизненного цикла продукта:

  • на стадии его разработки, тестирования концепции, испытания создание продукта часто приносит лишь затраты;
  • на стадии развития (роста) продукта существенно увеличиваются объем продаж и рост прибыли от его реализации;
  • на стадии зрелости происходит замедление темпов прироста продаж, требуется увеличение усилий по поддержанию конкурентоспособности продукта и стимулированию сбыта;
  • на стадии спада резко снижаются объемы продаж и прибыли.

Организационная функция продакт-менеджмента в компании оформлена в соответствующую должность – продакт-менеджер, менеджер по продукту и др. Однако, несмотря на достаточно большое количество вакансий для продакт-менеджеров на отечественном и зарубежном рынках, на сегодняшний день не существует единого мнения о том, что входит в функционал продакт-менеджера. Это обстоятельство во многом связано с тем, что обязанности продакт-менеджера зависят от индустрии, размера компании, ее организационной структуры и истории развития.

Интересно
Несмотря на отсутствие единого подхода к определению функционала продакт-менеджера, существует необходимый набор знаний и инструментов, которым он должен владеть независимо от отрасли, конкретного рынка или организационной структуры компании. Главным образом, это исследование целевого рынка различными методами количественного и качественного анализа, владение такими инструментами, как SWOT-анализ, Activity Based Costing (АВС-анализ), модель пяти конкурентных сил М. Портера, матрица «Товар–рынок» И. Ансоффа, портфельные методы анализа и др.

Следует также отметить, что часто продакт-менеджера путают с менеджером по закупкам, менеджером по продажам и менеджером по проектам. В организациях, ассортимент которых состоит из нескольких линий продуктов, функции продакт-менеджера и бренд-менеджера являются взаимозаменяемыми, хотя, в отличие от продукта, бренд – знак, символ, слова или их сочетание, помогающие потребителям отличить товары или услуги одной компании от другой.

Профессия продакт-менеджера или менеджера по продукту является новой для России, поэтому в каждой компании его роль понимают по-разному: в одном случае организации нужен специалист, изучающий рынок и предлагающий новые идеи по разработке и совершенствованию продукта, во втором – умеющий найти рынки сбыта для уже существующего товара, в третьем – способный организовать эффективную рекламную кампанию и т.п.

Позицию продакт-менеджера в компании можно смело назвать междисциплинарной, так как она находится на пересечении нескольких организационных функций: исследований и разработок (R&D), маркетинга и продаж. Указанные аспекты деятельности продакт-менеджера (менеджера по продукту) дают основания для разделения работы на «входящую» (inbound) и «исходящую» (outbound). Результатом «входящей» деятельности продакт-менеджеров является разработка или планирование продукта, а «исходящей» – маркетинг и продажи.

Обязательной частью работы продакт-менеджера выступает лоббирование интересов продукта внутри компании, в связи с чем он должен верить в продукт, но одновременно в этим относиться к нему критически, чтобы вовремя его усовершенствовать или изменить маркетинговую политику.

Продакт-менеджер в своей деятельности обычно ориентируется на краткосрочные и среднесрочные цели, что, однако, не исключает элемента стратегического планирования. По мнению экспертов в области маркетинга, управление продуктом имеет три основных компонента: стратегия, тактика и наблюдение.

Стратегическая деятельность продакт-менеджера основывается на оценке привлекательности рынка, разработке стратегических целей продукта, выборе целевого сегмента и позиционировании продукта.

Элементы тактики продуктовой (товарной) политики включают комплекс «4Р»: продукт, ценообразование, дистрибуцию и продвижение.

Наблюдение для продакт-менеджера представляет важное профессиональное качество в связи с тем, что он должен уметь внимательно слушать клиентов, коллег – инженеров, дизайнеров, маркетологов и специалистов по продажам. Наблюдение дает продакт-менеджеру возможность получать важную информацию о продукте компании и проводить стратегическую и тактическую работу в правильном направлении.

Следует также отметить, что важная задача продакт-менеджера – быть связующим звеном между различными отделами организации, способствовать взаимопониманию и эффективному достижению общей цели компании. Сложность реализации данной задачи заключается в том, что продакт-менеджер не имеет формальных полномочий для управления отделами продаж и маркетинга, поэтому он должен «руководить» при помощи своих знаний, опыта и энтузиазма.

Интересно
Ряд зарубежных источников ключевой сферой ответственности продакт-менеджера определяют глубокое понимание и знание своих потребителей, для чего используют уникальное определение продакт-менеджера, который рассматривается как «адвокат» потребителя. Подобная трактовка отражает сущность работы данного специалиста, а именно: нацеленность на понимание потребителей, формирование технических требований к продукту на основе изучения потребностей покупателей и пользователей, вникание в процессы, протекающие в сознании и жизни потребителей и покупателей продукта.

Деятельность по управлению продуктом компании опирается на общую стратегию организации и на товарную стратегию. Товарная стратегия, в свою очередь, базируется на возможностях проникновения на целевой рынок, расширения рынка сбыта товаров, выхода на него с новыми товарами. Как часть маркетинговой стратегии компании продакт-менеджмент может реализовываться только с учетом реальных ресурсов и возможностей компании.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)