Оценка эффективности ассортиментной политики компании
Оценка эффективности подходов к построению ассортиментной политики компании должна базироваться, в первую очередь, на расчете возможного сокращения убытков или прироста прибыли, полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой компанией продукции. Выбранные направления формирования ассортимента, а также обеспечивающие их маркетинговые мероприятия должны способствовать достижению стратегических и оперативных целей и задач, стоящих перед компанией.
Оценка эффективности ассортиментной политики требует учета конъюнктуры потребительского рынка и его специфики. Однако при количественном измерении эффективности ассортиментной политики компании следует, помимо других аспектов, принимать во внимание и социальный компонент, дополняющий эффективность торговли.
В связи с этим предложено проводить оценку эффективности ассортиментной политики как в целом по торговле, так и в отдельной торговой организации следует с учетом существующей в торговле взаимосвязи и взаимозависимости социальной и экономической эффективности.
Необходимо отметить, что одним из показателей эффективности ассортиментной политики может являться также оптимальный ассортимент торговой сети. Оптимальный ассортимент представляет собой перечень товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах торговой сети на доведение товаров до потребителей.
Оценка эффективности ассортиментной политики торговых компаний по всей ассортиментной матрице является весьма трудоёмкой операцией в силу значительной широты представленного ассортимента. В связи с этим в практической деятельности эффективность ассортиментной политики оценивается на примере отдельных товарных групп, которые, с одной стороны, не позволяют полностью усреднить получаемые результаты, а с другой стороны, свидетельствуют об определённых тенденциях развития ассортимента
С точки зрения другого подхода для определения эффективности ассортиментной политики компании необходимо провести анализ ассортимента, который может проводиться с двух позиций.
Анализ ассортиментной политики компании дает возможность выявить наиболее доходные товарные группы, проследить возможные проблемные места продаж, оценить объем недополученных продаж, выявить товарные группы, за счет которых в большей степени эти продажи были недополучены.
Данный анализ должен проводиться на основе внутренней маркетинговой информации компании с применением следующих методов:
- анализ структуры товарооборота и прибыли (АВС-анализ);
- XYZ-анализ;
- анализ по адаптированной матрице BCG.
Анализ рыночного ассортимента позволяет оценить текущее предложение на рынке: определить структуру предложения, выделить те товарные группы и торговые марки, которые находятся на рынке в избытке или в явном дефиците, выявить приоритетных поставщиков, и в соответствии с этим сформировать или скорректировать собственную ассортиментную политику.
Предложения по обновлению ассортимента формируются в ходе анализа данных опросов потребителей и мониторинга ассортимента конкурентов.
Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой, и на основании полученной информации формируются предложения по изменению ассортимента.
На сегодняшний день можно назвать следующие проблемы эффективности управления ассортиментом:
- потребности покупателей быстро меняются, поэтому предприятие вынуждено постоянно обновлять свой ассортимент, а для этого нужны дополнительные ресурсы;
- жесткая конкуренция приводит к тому, что выведенный на рынок новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение;
- в компаниях недостаточно налажена система управления ассортиментом вследствие сложности прогнозирования изменения спроса потребителей и отсутствия методик оптимизации ассортимента.
Эффективность ассортиментной политики может также проводиться посредством оценки работы отдела ассортимента по следующим основным показателям:
- доля каждого товара в общих заказах;
- прибыль на занимаемую площадь;
- маржа;
- объем повторных заказов каждого товара;
- жизненный цикл каждого товара (внедрение товара на рынок, рост продаж, насыщение рынка товаром, спад продаж и прибыли).
Рассмотренные в данной главе теоретические основы управления ассортиментом и ассортиментной политикой компании дают основание сделать вывод о том, что ассортиментная политика – это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений по конкретным особенностям товарной номенклатуры и товарного ассортимента, которые должны приниматься на основе полного понимания потребностей клиентов, стратегических подходов, используемых как компанией, так и ее конкурентами.
- Ассортиментные стратегии
- Ассортиментная концепция
- Понятие ассортимента и этапы разработки ассортиментной политики компании
- Анализ потенциала рынка и прогнозирование объема продаж
- Анализ привлекательности товарной категории
- Система продакт-менеджмента компании
- Товар как объект управления в комплексе маркетинга компании
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу