Оценка эффективности ассортиментной политики компании

Оценка эффективности подходов к построению ассортиментной политики компании должна базироваться, в первую очередь, на расчете возможного сокращения убытков или прироста прибыли, полученного в связи с изменением ассортимента реализуемой компанией продукции. Выбранные направления формирования ассортимента, а также обеспечивающие их маркетинговые мероприятия должны способствовать достижению стратегических и оперативных целей и задач, стоящих перед компанией.

Эффективность в торговле рассматривается как соотношение результатов реального процесса торговой деятельности и величины всех видов ресурсов, необходимых для получения этих результатов.

Оценка эффективности ассортиментной политики требует учета конъюнктуры потребительского рынка и его специфики. Однако при количественном измерении эффективности ассортиментной политики компании следует, помимо других аспектов, принимать во внимание и социальный компонент, дополняющий эффективность торговли.

По мнению Р.Р. Салиховой, социальный компонент эффективности ассортиментной политики заключается в практике товарного снабжения населения в целях максимального удовлетворения платежеспособных потребностей.

В связи с этим предложено проводить оценку эффективности ассортиментной политики как в целом по торговле, так и в отдельной торговой организации следует с учетом существующей в торговле взаимосвязи и взаимозависимости социальной и экономической эффективности.

Необходимо отметить, что одним из показателей эффективности ассортиментной политики может являться также оптимальный ассортимент торговой сети. Оптимальный ассортимент представляет собой перечень товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах торговой сети на доведение товаров до потребителей.

Оценка эффективности ассортиментной политики торговых компаний по всей ассортиментной матрице является весьма трудоёмкой операцией в силу значительной широты представленного ассортимента. В связи с этим в практической деятельности эффективность ассортиментной политики оценивается на примере отдельных товарных групп, которые, с одной стороны, не позволяют полностью усреднить получаемые результаты, а с другой стороны, свидетельствуют об определённых тенденциях развития ассортимента

С точки зрения другого подхода для определения эффективности ассортиментной политики компании необходимо провести анализ ассортимента, который может проводиться с двух позиций.

Анализ ассортиментной политики компании дает возможность выявить наиболее доходные товарные группы, проследить возможные проблемные места продаж, оценить объем недополученных продаж, выявить товарные группы, за счет которых в большей степени эти продажи были недополучены.

Данный анализ должен проводиться на основе внутренней маркетинговой информации компании с применением следующих методов:

  • анализ структуры товарооборота и прибыли (АВС-анализ);
  • XYZ-анализ;
  • анализ по адаптированной матрице BCG.

Анализ рыночного ассортимента позволяет оценить текущее предложение на рынке: определить структуру предложения, выделить те товарные группы и торговые марки, которые находятся на рынке в избытке или в явном дефиците, выявить приоритетных поставщиков, и в соответствии с этим сформировать или скорректировать собственную ассортиментную политику.

Интересно
Установление требований к рациональности ассортимента начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого необходимо проводить маркетинговые исследования эффективности ассортимента, которые представляют собой определение величины спроса и показателей рыночной доли для конкретных товаров и услуг.

Предложения по обновлению ассортимента формируются в ходе анализа данных опросов потребителей и мониторинга ассортимента конкурентов.

Результаты анализа продуктового портфеля, полученные по различным методам, сравниваются между собой, и на основании полученной информации формируются предложения по изменению ассортимента.

На сегодняшний день можно назвать следующие проблемы эффективности управления ассортиментом:

  • потребности покупателей быстро меняются, поэтому предприятие вынуждено постоянно обновлять свой ассортимент, а для этого нужны дополнительные ресурсы;
  • жесткая конкуренция приводит к тому, что выведенный на рынок новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение;
  • в компаниях недостаточно налажена система управления ассортиментом вследствие сложности прогнозирования изменения спроса потребителей и отсутствия методик оптимизации ассортимента.

Эффективность ассортиментной политики может также проводиться посредством оценки работы отдела ассортимента по следующим основным показателям:

  • доля каждого товара в общих заказах;
  • прибыль на занимаемую площадь;
  • маржа;
  • объем повторных заказов каждого товара;
  • жизненный цикл каждого товара (внедрение товара на рынок, рост продаж, насыщение рынка товаром, спад продаж и прибыли).

Рассмотренные в данной главе теоретические основы управления ассортиментом и ассортиментной политикой компании дают основание сделать вывод о том, что ассортиментная политика – это многомерная и сложная сфера деятельности, требующая принятия решений по конкретным особенностям товарной номенклатуры и товарного ассортимента, которые должны приниматься на основе полного понимания потребностей клиентов, стратегических подходов, используемых как компанией, так и ее конкурентами.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)