Понятие ассортимента и этапы разработки ассортиментной политики компании
Ассортимент представляет собой номенклатурный перечень видов и разновидностей товаров, различаемых по маркетинговым показателям; перечень видов и сортов товара на производственном или торговом предприятии. Другими словами, ассортимент – это перечень объектов, предлагаемых к реализации торговым предприятием.
Опыт предпринимательской деятельности многих компаний демонстрирует прямую зависимость их успеха в конкурентной борьбе от эффективности ассортиментной политики. Компании, которые владеют современными методами ее реализации и могут максимально эффективно данной политикой управлять, с высокой долей вероятности будут лидировать в конкурентной борьбе.
Основными характеристиками ассортимента являются:
- принцип формирования;
- широта;
- глубина.
По мнению И.Л. Акулича, который дополняет указанные выше характеристики ассортимента, товарный ассортимент предприятия характеризуется: широтой, глубиной, насыщенностью, гармоничностью.
Широта – это количество выпускаемых ассортиментных групп.
Количество наименований в ассортиментной группе составляет глубину ассортимента.
Общее количество ассортиментных позиций во всех группах называют насыщенностью.
Гармоничность характеризует степень близости товаров различных ассортиментных групп.
Ряд исследователей в области маркетинга выделяют дополнительные характеристики ассортимента, такие как высота, подвижность, стабильность, актуальность.
Высота ассортимента – средняя цена ассортиментной группы.
Подвижность ассортимента – способность изменяться в соответствии с потребностями и запросами потребителей.
Актуальность ассортимента – это постоянная востребованность потребителями ассортиментных позиций, представленных компанией.
А.П. Панкрухин выделяет четыре основных принципа формирования ассортимента:
- функциональный – предполагает учет близости выполняемых функций;
- потребительский – разделение по группам потребителей;
- сбытовой – в основе классификации лежит типология посредников по доведению продукции до потребителей;
- ценовой – основной характеристикой является уровень цен.
Ассортимент товаров классифицируется по таким критериям, как местонахождение, широта охвата товаров, степень удовлетворения потребностей и их характер.
По местонахождению товаров:
- промышленный – набор товаров, выпускаемый предприятием исходя из его производственных возможностей;
- торговый – набор товаров, формируемый предприятием с учетом его специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.
По широте охвата товаров:
- простой – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей;
- сложный – набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности;
- групповой – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности; подразделяется на видовой и марочный;
- развернутый – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками;
- сопутствующий – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным товарам для данного предприятия;
- смешанный – набор товаров различных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения.
По степени удовлетворения потребностей:
- рациональный – набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии;
- оптимальный – набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителей при минимальных затратах производителя.
По характеру потребностей:
- реальный – действительный набор товаров, имеющихся в конкретной организации;
- прогнозируемый – набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.20
Практика показывает, что для обеспечения эффективной предпринимательской деятельности компании постоянно работают над расширением и оптимизацией товарного ассортимента.
Целесообразность указанных мероприятий связана с рядом причин:
- колебания и качественные изменения в характере спроса;
- непрерывные исследования в области техники и технологии и, как следствие, появление новых товаров;
- вариации в товарном ассортименте конкурентов;
- смена вкусов и предпочтений потребителей.
Помимо указанных выше, принципиальными факторами развития товарного ассортимента выступают:
- целесообразность использования свободных мощностей;
- желание посредников закупать товары широкого ассортимента;
- целесообразность использования побочных продуктов производства.
Важным фактором формирования ассортимента выступает и расположение компании. К примеру, расположение магазина или торгового предприятия другого формата имеет стратегическое значение для развития и формирования его ассортимента.
В оценке расположения можно выделить следующие важные аспекты:
- наличие магистральных транспортных путей;
- наличие жилых комплексов;
- структура населения, проживающая в данном микрорайоне.
Определение ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности компании в целом, представляет собой ассортиментную политику компании.
Процесс формирования ассортимента базируется на заранее выбранных целях и определяет направления ассортиментной политики компании.
Ассортиментная политика предполагает последовательное выполнение следующих этапов:
- определение реальных и перспективных потребностей в товарах;
- расчет основных показателей ассортимента и оценку его рациональности;
- выявление источников товарных ресурсов, необходимых для формирования рационального ассортимента;
- оценку возможностей компании для освоения производства отдельных товаров;
- выбор и обоснование направлений формирования ассортимента.
Под сокращением ассортимента рассматриваются количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты по причине падения спроса, недостаточности предложения, убыточности или низкой прибыльности производства некоторых товаров.
Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы является важным с точки зрения насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты.
Обновление ассортимента – это качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.
Гармонизация ассортимента – приближение реального ассортимента к оптимальному или к лучшим аналогам, наиболее полно соответствующее целям компании.
В связи с этим можно говорить об исключительной важности формирования грамотной, оптимальной ассортиментной политики компании, определяющей степень удовлетворенности потребителей предлагаемыми товарами и услугами. Как следствие, анализ ассортимента и планирование ассортиментной политики можно рассматривать как неотъемлемую часть маркетинговой деятельности любой компании.
Однако любой вариант организации деятельности специалистов по ассортименту и ассортиментной политике предполагает, что они должны работать в тесном сотрудничестве с маркетологами и менеджерами по закупкам компании.
- Оценка эффективности ассортиментной политики компании
- Ассортиментные стратегии
- Ассортиментная концепция
- Анализ потенциала рынка и прогнозирование объема продаж
- Анализ привлекательности товарной категории
- Система продакт-менеджмента компании
- Товар как объект управления в комплексе маркетинга компании
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу