Аксиологический подход к информации

Обращение к качественной стороне информации предопределяет ряд подходов как к самому понятию информации, так и к его применению. Один из таких подходов — аксиологический, который понятие информации связывает с понятием ценности, значимости.

В традиционном понимании ценность есть способность предмета, вещи удовлетворять некие потребности индивида или социальной группы. В таком понимании ценность может быть использована и применительно к информации. По мнению А. А. Харкевича, информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Одна и та же информация может иметь различную ценность, если рассматривать ее с точки зрения использования для различных целей.

Рассматривая понятие ценности информации, важно выяснить, к разряду каких явлений — субъективных или объективных — относится данная ценность. Обращение к структуре информационного взаимодействия и вычленение основных ее элементов позволяют взглянуть на проблему с двух сторон — со стороны субъекта и объекта процесса.

Такой взгляд, одна-ко, возможен при условии дифференцированного рассмотрения целей, стоящих перед каждым участником взаимодействия. Ясно, что стратегические цели в данном случае едины — достижение оптимального участия объекта в социальных процессах, для чего, собственно, и производится, и потребляется информация. Но при единстве целей могут существовать (и существуют) разные пути их достижения.

Интересно
Отсюда — различие в уровнях ценности одной и той же информации. Для субъекта она ценна постольку, поскольку на ее базе возможно побуждение объекта к изменению мнения или действию. Для объекта же — постольку, поскольку на ее базе возможен выбор пути, ведущего к достижению цели с наименьшими расходами времени, труда и иных ресурсов.

Таким образом, с позиций субъекта и объекта информационного взаимодействия ценность информации относительна. Но она может быть и абсолютной. В качестве абсолютной следует признать такую ценность информации, которая имеет одинаковый уровень значимости (полезности) и для субъекта, и для объекта процесса.

Категория ценности тесно связана с категорией полезности, которые часто употребляются как синонимы. Хотя твердая уверенность в такой синонимичности отсутствует. Признавая это, было бы полезным в ходе исследования их «развести».

Конечно, аксиологическая концепция позволяет связать эти категории в рамках единого анализа. Они с заметной частотой повторяются в научных трудах, но столь же заметна неопределенность их соотношения.

С нашей точки зрения, ценность информации представляется свойством более общим, чем полезность. Вместе с тем и полезность может быть представлена как ценность в определенных конкретных условиях, а именно как актуализировавшееся, прагматизированное качество.

Сравнение указанных категорий применительно к информации приводит к выводу о необходимости различения двух ее видов — потенциальной и актуальной (реальной) информации. Потенциальная информация связана с категорией ценности, актуальная информация — с категорией полезности.

Характер актуализации потенциальной информации зависит от многих факторов.

Степень ее прямо пропорциональна уровню и объему предварительного запаса сведений: чем большим запасом располагает объект и чем выше уровень сложности этого запаса, тем с большей полнотой вскрываются им особенности предполагаемой к использованию информации и с тем большим успехом он применяет ее для принятия решения и выработки алгоритма действия. Так воспринятая объектом потенциальная информация становится информацией реальной.

Правомерно поставить вопрос о необходимом количестве полезной информации, открывающем возможность принятия решения. Только при достижении определенного порогового значения этого количества человек может приступить к выработке соответствующего алгоритма. Поскольку деятельность человека чрезвычайно многопланова и сложна, постольку и система потребной ему информации сложна и многопланова.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)