Административные правоотношения

Административно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами административного права, которые складываются в сфере управления.

Особенности административно-правовых отношений:

  1. Одной из сторон отношений является соответствующий орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенное управленческими полномочиями государственно-властного характера.
  2. =Для этих отношений характерно неравенство сторон, т.е. одна сторона принимает решения и может применить принуждение в отношении другой.
  3. Многие органы исполнительной власти и их должностные лица обладают правом издания нормативно-го акта, так как действуют по поручению государства.
  4. Административно-правовые отношения могут возникать по инициативе любой из сторон. При этом согласие второй стороны не обязательно.
  5. Споры, возникающие между участниками административно-правовых отношений, разрешаются в большинстве случаев в административном (несудебном) порядке.
  6. В случае нарушения одной из сторон нормативных требований она несет ответственность в лице его органов перед государством.

Административно-правовые отношения можно классифицировать:

  • по субъектам – на отношения между:
  • вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной
    власти, их называют вертикальные правоотношения, например, между главой администрации области и района;
  • отношения между равнозначными, не подчиненными друг другу, органами исполнительной власти – горизонтальные правоотношения;
  • органами исполнительной власти и находящимися в их подчинении предприятиями, учреждениями, организациями;
  • органами исполнительной власти и не находящимися в их подчинении
    предприятиями, учреждениями, организациями;
  • исполнительными органами государственной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
  • исполнительными органами государственной власти и негосударственными организациями;
  • органами государственно-исполнительной власти и гражданами;
  • в зависимости от целей возникновения:
  • внутренние, связанные с формированием управленческих структур, комплектование должностей служащих, распределением между ними прав, обязанностей, ответственности и др.;
  • внешние – отношения между органами исполнительной власти и субъектами, не входящими в систему этих органов, т.е. гражданами, общественными организациями;
  • по содержанию:
  • материальные – это правоотношения, которые регулируются материальными нормами административного права;
  • процессуальные – это правоотношения, связанные с разрешением индивидуально-конкретных дел, которые регулируются административно-процессуальными нормами.

Основанием возникновения, изменения и прекращения административных правоотношений служит юридический факт.

Юридические факты, согласно волевому признаку, делятся на события и действия.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъектов. Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерные действия – это действия, которые соответствуют предписаниям административно-правовых норм (издание приказа о назначении на государственную должность), неправомерные действия (деликты), напротив, не соответствуют им (административные и дисциплинарные проступки).

События – явления независящие от воли субъектов. В свою очередь, события подразделяются на: абсолютные и относительные.

Абсолютные события – это события, в которых отсутствует воля человека (стихийные бедствия, достижение определенного возраста). Относительные события – это события, в которых отсутствует воля субъектов правоотношения, но зависящие от воли третьих лиц.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)