Земельные налоги

Земельный налог является местным прямым (поимущественным) налогом. Он урегулирован гл. 31 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г. Ранее земельный налог уплачивался на основании Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 “О плате за землю” (в настоящее время утратил силу в соответствующей части), а в предшествующем периоде – в силу в том числе разд. IV Указа Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. N 3819-X “О местных налогах и сборах” (утратил силу).


Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ.

В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Кроме того, местные органы власти (органы власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в том числе вправе:

  • установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (п. 2 ст. 394 НК РФ), а также вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 393 НК РФ);
  • предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 9 ст. 396 НК РФ);
  • установить местные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Иные элементы данного налога (в том числе объект, база, период) регулируются НК РФ и не могут изменяться на местном (региональном) уровне (п. 4 ст. 12 НК РФ). Если же уполномоченные органы власти не проявляют нормотворческой активности и не регламентируют земельный налог на подведомственной территории, то налог тем не менее считается установленным и подлежит уплате по федеральным ставкам (п. 3 ст. 394 НК РФ) в сроки, следующие из НК РФ (п. 1 ст. 397 НК РФ).

К примеру, приняты Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге”, Постановление городской Думы г. Н. Новгорода от 28 октября 2005 г. N 76 “О земельном налоге”.

Налогоплательщиками земельного налога согласно п. 1 ст. 388 НК РФ в общем случае признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Следует учитывать, что перечень “облагаемых” видов прав является закрытым и не предусматривает всех возможных видов прав на земельный участок. В частности, в п. 2 ст. 388 НК РФ специально указано, что не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды.

Интересно
Очевидно, что при аренде публичной земли арендная плата фактически заменяет земельный налог. Если же арендуется частная земля, арендатор уплачивает арендную плату, а арендодатель – земельный налог (если земля находится у него на облагаемом праве и отсутствуют льготы).

Кроме того, земельный налог – единственный из отечественных поимущественных налогов, предполагающий обложение имущества, находящегося на праве пользования. Данное обстоятельство, в частности, может быть объяснено определенной традицией: в недавнем прошлом право частной собственности на землю в нашей стране было вообще невозможно (ст. 105 ГК РСФСР 1964 г. – утратила силу), хотя не исключалось право пользования земельным участком (ст. 3 ЗК РСФСР 1970 г. – утратил силу) и предполагалось его налогообложение (Указ Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г. N 3819-X “О местных налогах и сборах” – утратил силу). Собственно говоря, и сейчас право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения установлены только в отношении земельных участков (п. 1 ст. 216 ГК РФ).

Некоторые отечественные особенности земельного налога раскрывают П.А. Попов и Н.Р. Хачатрян: после революции 1917 г. частная собственность на землю была отменена, что сделало в значительной степени бессмысленным взимание земельного налога в качестве поимущественного и вскоре привело к превращению земельного налога в рентный платеж, по сути являющийся платой за пользование землей как ресурсом, находящимся в общественной собственности.

Такой порядок существовал вплоть до принятия 1 июля 1981 г. положения о местных налогах, утвержденного Указом Президиума ВС СССР от 26 января 1981 г., согласно которому взамен земельной ренты вводился земельный налог. Но, по сути, прежний рентный механизм налогообложения земли сохранился, так как земля не могла находиться в частной собственности.

Интересно
Как это разъяснено в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 54 “О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога” в общем случае плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРП указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 1 июня 2010 г. N 930/10 дополнительно отмечается, что плательщиком земельного налога может быть признано лицо, чье право удостоверено свидетельством о регистрации в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г.  N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, а в случае, если указанные права возникли до момента вступления в силу данного Закона, – государственным актом, свидетельством или другими документами, удостоверяющими права на землю, которые согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП.

Высказываются разумные доводы о том, что земельным налогом облагается объект права собственности, а не природный объект. Предмет налогообложения возникает, когда конкретный земельный участок сформирован, т.е. когда проведен кадастровый учет.

Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. N 8251/11, фактическое пользование земельным участком, не принадлежащим лицу на каком-либо праве, в силу требований ст. 388 НК РФ, определяющей круг плательщиков земельного налога, а также ст. 65 ЗК РФ, закрепляющей принцип платности землепользования, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка.

Соответственно, возникновение обязанности по уплате земельного налога не является следствием фактического использования земельного участка. Следует также отметить, что в соответствии со ст. 7.1 КоАП РФ наказуемо самовольное занятие земельного участка или части земельного участка.

Подобный подход имеет место и в транспортном налоге, и в налоге на имущество физических лиц: налог на регистрируемое имущество в отечественной правовой системе в общем случае должен уплачивать тот, на кого оно зарегистрировано, а не тот, кто имуществом фактически пользуется.

При ином подходе (при обложении налогом фактического пользователя) у государства, в частности, могут быть существенные проблемы с доказыванием факта и периода пользования. В Определении КС РФ от 24 марта 2015 г. N 541-О отмечается, что федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. N 14547/09 рассмотрена ситуация, в которой покупатель недвижимости, имея право на приобретение земельного участка, занятого зданием и необходимого для его использования, в собственность или в аренду, не оформлял своих прав, освобождая себя тем самым от платежей за пользование земельным участком и возложив бремя расходов по его содержанию на лицо, владеющее земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Поскольку в силу закона к покупателю здания перешло право пользования земельным участком, но в отсутствие государственной регистрации права он не мог быть плательщиком земельного налога, он обязан в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ возместить владельцу участка расходы по уплате земельного налога.

Другой пример: в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 марта 2010 г. N 11401/09 рассмотрена ситуация, в которой одно лицо продало другому лицу недвижимое имущество, расположенное на муниципальном земельном участке, но продавец еще некоторое время юридически числился землепользователем и уплачивал с участка земельный налог.

Муниципальное образование обратилось в суд с требованием к покупателю недвижимости об уплате неосновательного обогащения в виде неполученной арендной платы. Суд посчитал такое требование необоснованным, поскольку земельный налог с участка за данный период уже был уплачен, пусть даже и другим лицом (продавцом недвижимости). Иной подход впоследствии изложен в Постановлении Президиума ВАС РФ от 4 октября 2011 г. N 5934/11: фактическая уплата земельного налога некоторым лицом за налогоплательщика не прекращает обязанности по уплате налога у самого налогоплательщика.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. N 12790/13 указанная позиция уточнена: в ситуации, рассмотренной в упомянутом Постановлении от 23 марта 2010 г. N 11401/09, во взыскании неосновательного обогащения с приобретателя земельного участка было отказано в целях предотвращения неосновательного обогащения муниципального образования, в бюджет которого и по зависящим от него же причинам произвел уплату земельного налога за короткий период переоформления прав продавец участка, являвшийся ранее плательщиком этого налога как зарегистрированный правообладатель.

Участие в сделках по отчуждению земельного участка публично-правового образования усложняет ситуацию. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 10 ноября 2011 г. N 8472/11 рассмотрена ситуация, в рамках которой ОАО арендовало земельный участок у публично-правового образования, впоследствии заключило договор купли-продажи данного участка, но право собственности на него не оформило.

По мнению Суда, земельным законодательством закреплен принцип платности использования земли, формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Покупатель (бывший арендатор) до государственной регистрации перехода права собственности на землю не является плательщиком земельного налога и поэтому обязан в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ возместить продавцу (арендодателю) расходы по уплате этого налога.

Вместе с тем, поскольку публично-правовое образование не уплачивает земельный налог, в случае, если оно выступает продавцом (арендодателем) земельного участка, в силу подп. 7 п. 1 ст. 1 и ст. 65 ЗК РФ до государственной регистрации перехода права собственности на землю обязательство по внесению арендной платы из ранее заключенного между сторонами договора аренды сохраняется. Таким образом, обязательство общества по внесению арендной платы, возникшее из ранее заключенного между сторонами договора аренды, сохраняется до государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.

Данная правовая позиция впоследствии была воспроизведена в п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 73 “Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды” и в Определении КС РФ от 5 марта 2013 г. N 436-О.

Достаточно подробное интегральное разъяснение содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2013 г. N 12790/13. По мнению Суда, установленные законодательством правила внесения платы за пользование землей исключают возможность землепользователя по собственному усмотрению определять, что именно он будет уплачивать (земельный налог, арендную плату или неосновательное обогащение), и самостоятельно выбирать управомоченное на получение этой платы лицо и ее размер.

Земельный налог подлежит зачислению в бюджет соответствующего поселения, а не муниципального района, контроль за его уплатой осуществляют налоговые органы, которые обладают полномочиями по принудительному взысканию неуплаченного налога обладателями зарегистрированных, ранее возникших и перешедших в порядке универсального правопреемства вещных прав на землю (ст. ст. 10, 61 БК РФ, ст. ст. 30, 31 НК РФ).

Арендная плата за земельные участки уплачивается в бюджет того публичного образования, от имени которого компетентным органом заключен договор аренды.

Соответственно, неуплаченная арендная плата взыскивается с неисправных арендаторов арендодателями как представителями собственника. Такая арендная плата представляет собой доход от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относится к неналоговым доходам бюджетов, причем каждое муниципальное образование, в том числе муниципальный район и городское поселение, имеет свой бюджет (ст. ст. 15, 20, 41 БК РФ).

Неосновательное обогащение за пользование без надлежащего оформления прав земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, взыскивается в судебном порядке по искам органов, уполномоченных от имени собственника распоряжаться соответствующими землями на основании земельного законодательства. Поэтому суммы присужденного неосновательного обогащения направляются в бюджет того публичного образования, которое уполномочено на распоряжение землей.

С учетом Определения ВС РФ от 4 июня 2019 г. N 303-ЭС18-26243 (процитировано в Обзоре судебной практики ВС РФ N 3 (2019), утв. Президиумом ВС РФ 27 ноября 2019 г.), акционерное общество, созданное в результате приватизации государственного (муниципального) имущества, становится собственником имущества, включенного в план приватизации и передаточный акт, с даты государственной регистрации в качестве юридического лица и с этой даты должно платить налог на имущество и земельный налог.

Таким образом, поскольку общество создано в порядке приватизации государственного имущества в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества”, спорный земельный участок включен в план приватизации имущественного комплекса предприятия и передан обществу по передаточному акту, общество с даты его государственной регистрации в качестве юридического лица (1 декабря 2017 г.) стало собственником земельного участка и плательщиком земельного налога, а Российская Федерация, которая ранее являлась собственником спорного участка, утратила на него право собственности и, следовательно, право на получение с указанной даты арендной платы за пользование участком.

Объект налогообложения, в силу п. 1 ст. 389 НК РФ, – земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

При рассмотрении объекта налогообложения как юридического факта объект налогообложения земельным налогом – факт владения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения земельными участками (правовое состояние).

Налоговый кодекс РФ в п. 2 ст. 389 предусматривает виды земельных участков, которые не признаются объектом налогообложения (в том числе земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации). В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Предельные налоговые ставки установлены в п. 1 ст. 394 НК РФ:

  • 0,3% – в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
  • не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для дачного хозяйства, актуально в том числе Определение КС РФ от 8 ноября 2018 г. N 2725-О, а для земельных участков, ограниченных в обороте, – Определения КС РФ от 19 декабря 2017 г. N 3055-О, от 25 июня 2019 г. N 1521-О, Определения ВС РФ от 27 апреля 2017 г. N 306-КГ16-18669, от 24 ноября 2017 г. N 305-КГ17-10748);
  • 1,5% – в отношении прочих земельных участков. На местном (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – на региональном) уровне утверждаются конкретные налоговые ставки.

К примеру, в ст. 2 Закона г. Москвы “О земельном налоге” предусматриваются следующие конкретные налоговые ставки:

  • 0,025% от кадастровой стоимости земельного участка – в отношении земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
  • 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка – в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
  • 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка – в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в городе Москве и используемых для сельскохозяйственного производства, а также в отношении земельных участков, предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта, в том числе спортивных сооружений;
  • 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка – в отношении прочих земельных участков.

Для сравнения, в п. 2 Постановления городской Думы г. Н. Новгорода “О земельном налоге” предусматриваются следующие конкретные налоговые ставки:

  • 0,3% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:
  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности);
  • не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”;
  • ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

Кадастровую стоимость конкретного земельного участка можно оперативно узнать в том числе на публичной кадастровой карте в сети Интернет (п. 2 Постановления Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 52 “О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков”), что фактически является одним из способов реализации налогоплательщиками прав на информацию.

По мнению КС РФ (в том числе Определения от 26 января 2017 г. N 106-О, от 27 июня 2017 г. N 1170-О, от 26 октября 2017 г. N 2467-О), нет оснований полагать, что действующее правовое регулирование, касающееся сведений о кадастровой стоимости земельных участков, не обеспечивает реализацию конституционных требований предоставить возможность каждому ознакомиться в полном объеме с документами, затрагивающими его права и свободы, для целей оспаривания результатов государственной кадастровой оценки недвижимого имущества.

Иногда законодатель для тех либо иных целей предусматривает исчисление земельного налога с учетом некоторых коэффициентов, влияющих на итоговую сумму. Так, в п. п. 15, 16 ст. 396 НК РФ предусмотрены повышающие коэффициенты для земельных участков, приобретенных (предоставленных) на условиях осуществления на них жилищного строительства, на которых данное строительство фактически не ведется (не закончено).

Смысл данного регулирования разъяснен в Определении КС РФ от 27 июня 2017 г. N 1169-О: оно по своему содержанию направлено на стимулирование (с использованием налоговых механизмов) соблюдения этапов строительства объектов жилья, что не может расцениваться как нарушающее конституционные права плательщиков земельного налога.

В Определении ВС РФ от 4 февраля 2020 г. N 308-ЭС19-18258 отмечается, что законодатель с достаточной степенью определенности установил в п. 15 ст. 396 НК РФ правовые последствия отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости: повышающие коэффициенты к ставке налога 0,3%. Указанное регулирование связано с земельным участком и с установленным для него видом разрешенного использования, а не с собственником (владельцем) земельного участка.

Исчисляется земельный налог:

  • организациями – самостоятельно (п. 1 ст. 52, п. 2 ст. 396 НК РФ);
  • налоговыми органами – для физических лиц, с заблаговременным направлением налогового уведомления плательщику (п. 2 ст. 52, п. 3 ст. 396 НК РФ).

Поскольку для направления налогового уведомления налоговые органы должны обладать информацией о подлежащих налогообложению участках и об их владельцах, п. 4 ст. 85 НК РФ устанавливает, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ).

К примеру, из п. 2 ст. 3 Закона г. Москвы “О земельном налоге”, п. 4 Постановления городской Думы г. Н. Новгорода “О земельном налоге” следует, что указанными нормативными правовыми актами предусмотрены отчетные периоды для налогоплательщиков – организаций.

Срок уплаты земельного налога: – для организаций регламентируется на местном (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – на региональном) уровне.

Так, в соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы “О земельном налоге”, налогоплательщики-организации уплачивают налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Как следует из п. п. 5.1, 5.2 Постановления городской Думы г. Н. Новгорода “О земельном налоге”, налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода налогоплательщиками-юридическими лицами, уплачивается не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по итогам отчетного периода не позднее 10 мая, 10 августа, 10 ноября как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка; – для физических лиц императивно установлен в п. 1 ст. 397 НК РФ: не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию (п. 1 ст. 398 НК РФ). Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Для физических лиц налоговая декларация в рассматриваемом налоге не предусмотрена, как и для иных налогов, исчисляемых для физических лиц налоговыми органами. С 1 января 2021 г. планируется отменить эту обязанность и для организаций. Статья 395 НК РФ предусматривает федеральные налоговые льготы. Так, освобождаются от налогообложения организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.

Кроме того, в п. 5 ст. 391 НК РФ предусмотрены федеральные налоговые вычеты: налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к ряду категорий, в том числе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы. В п. 6.1 ст. 391 НК РФ предусмотрено, что уменьшение налоговой базы производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

На основании п. 2 ст. 387 НК РФ на местном (региональном) уровне возможно установление дополнительных налоговых вычетов.

Местные (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя – региональные) налоговые льготы могут быть предусмотрены на территориях соответствующих публично-правовых образований. Так, в силу подп. 1 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы “О земельном налоге” освобождаются от налогообложения органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций.

В п. 6.2 Постановления городской Думы г. Н. Новгорода “О земельном налоге” предоставляется льгота в виде освобождения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны от уплаты земельного налога.

В принципе, возможна ситуация, в которой в отношении одного и того же земельного участка разные лица будут платить земельный налог по разным ставкам. Так, из Определений ВС РФ от 18 мая 2015 г. N 305-КГ14-9101, от 29 февраля 2016 г. N 305-КГ15-13502 следует, что переход права на земельный участок, находящийся во владении физических лиц и предназначавшийся для ведения дачного хозяйства или дачного строительства в целях удовлетворения личных потребностей и решения общих социально-хозяйственных задач ведения дачного хозяйства к юридическому лицу не связан с реализацией целей, установленных в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности применения обществом – коммерческой организацией пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.

Среди неоднозначных проблем исчисления земельного налога можно назвать вопрос о том, возможно ли дифференцированное налогообложение различных частей одного земельного участка. Исходя из Постановления Президиума ВАС РФ от 20 ноября 2012 г. N 7943/12 это не исключено.

Суд отметил, что в материалах дела имеются документы на проектирование и завершение строительством объектов (жилых домов), технические паспорта сетей теплоснабжения, электроснабжения, водопровода и канализации, полученная в этих целях разрешительная документация, иные документы, которые могут свидетельствовать об изменении целевого использования определенных частей спорных земельных участков в связи с возведением на них объектов жилого фонда.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)