На профессиональный доход налог

Налог на профессиональный доход (НПД) предусматривает соответствующий прямой налог (подоходный) (п. 7 ст. 12, ст. 18 НК РФ). Он характерен тем, что регламентируется не в НК РФ, а в Федеральном законе от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (далее – Закон о НПД), который действует с 1 января 2019 г. в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан; а с 1 января 2020 г. – также в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан (ч. 1 ст. 1 Закона о НПД).

На территориях указанных субъектов ПСН применяется единообразно. М.В. Мишустин приводит сведения об инициативе ФНС России, в соответствии с которой планируется, что с середины 2020 г. самозанятым по НПД можно будет стать в любом регионе России.

Налогоплательщиками НПД признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном данным Федеральным законом (ч. 1 ст. 4 Закона о НПД).

Особое ограничение для применения НПД – потенциальный плательщик не может иметь работодателя и не может привлекать наемных работников по трудовым договорам (ч. 7 ст. 2, п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона о НПД).

Но, как представляется, физическое лицо может одновременно применять НПД по одним своим доходам (например, оказывая услуги по гражданско-правовым договорам), а НДФЛ – по другим (в том числе работая по найму, с удержанием НДФЛ из заработной платы работодателем).

Соответственно, статус индивидуального предпринимателя для применения НПД непринципиален. Указанный подход в целом соответствует абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ: в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Закон о НПД предусматривает случаи, когда физическое лицо не вправе перейти на НПД. В частности, этого не могут сделать в том числе лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации; лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых; лица, применяющие иные специальные налоговые режимы, налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 млн руб. (ч. 2 ст. 4 Закона о НПД).

Особенность НПД как специального налогового режима предусмотрена в ч. ч. 8 – 11 ст. 2 Закона о НПД. Физические лица, перешедшие на уплату данного налога, в общем случае освобождаются от налогообложения НДФЛ в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД. Индивидуальные предприниматели, применяющие НПД, в общем случае не признаются налогоплательщиками НДС. Кроме того, индивидуальные предприниматели не признаются плательщиками страховых взносов за период применения НПД.

Интересно
Таким образом, существенной особенностью НПД, в отличие от прочих специальных налоговых режимов, кроме низкой налоговой ставки является возможность не уплачивать страховые взносы по гл. 34 НК РФ. При этом минимальная фиксированная годовая сумма страховых взносов для индивидуальных предпринимателей на 2020 год составляет 40 874 руб. (п. 3 ст. 420, п. 1 ст. 430 НК РФ).

Корреспондирующая норма, устанавливающая право на добровольное перечисление взносов, закреплена в подп. 1 п. 1 ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”.

Для налогоплательщиков переход на уплату НПД, при условии их соответствия всем критериям, является добровольным. Статья 5 Закона о НПД предусматривает, что физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на специальный налоговый режим, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика (ч. 1).

В общем случае заявление о постановке на учет, сведения из паспорта гражданина Российской Федерации, фотография физического лица формируются с использованием мобильного приложения “Мой налог” (ч. 4). С одной стороны, никакого особого разрешения налоговый орган при этом не выдает.

С другой стороны, до того момента, как в мобильном приложении “Мой налог” будет зафиксировано решение налогового органа о признании лица плательщиком НПД и постановке его в этом качестве на учет, вследствие чего приложение начнет функционировать должным образом, применять НПД будет фактически невозможно.

Таким образом, переход на уплату НПД для плательщика является разрешительным, чем НПД имеет определенное сходство с ПСН. В связи с тем, что НПД предполагает высокую степень применения современных мобильных (компьютерных) технологий, ФНС России организована работа специализированного сайта https://npd.nalog.ru/, на котором в том числе можно загрузить мобильное приложение “Мой налог”.

Объект налогообложения по НПД предусмотрен в ч. 1 ст. 6 Закона о НПД: доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

В ч. 2 ст. 6 Закона о НПД установлено, какие именно доходы не признаются объектом налогообложения НПД. К ним, в частности, относятся доходы:

  • получаемые в рамках трудовых отношений;
  • от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;
  • от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);
  • от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
  • от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;
  • в натуральной форме;
  • от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Таким образом, законодатель последовательно отграничивает от налогообложения НПД те относительно массовые и, в значительном числе случаев, и так фактически декларируемые доходы, которые традиционно облагаются НДФЛ (в том числе в рамках трудовых отношений). Данный подход обоснован тем, чтобы не было попыток обложить эти доходы по пониженной ставке через переход на НПД.

Соответственно, применительно к НПД, по всей видимости, сложится судебная практика квалификации договоров в качестве трудовых. Подобная практика уже имеет место (в том числе Определение ВС РФ от 25 сентября 2017 г. N 66-КГ17-10, процитировано в Обзоре судебной практики ВС РФ N 3 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 14 ноября 2018 г.), хотя она зачастую и не связана со спорами с налоговыми органами (органами ГВБФ) относительно уплаты страховых взносов.

Статья 7 Закона о НПД регламентирует порядок признания доходов. В качестве общей нормы (ч. 1) установлено, что датой получения доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) признается дата получения соответствующих денежных средств или дата поступления таких денежных средств на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.

Налоговая база по НПД (ст. 8 Закона о НПД) установлена как денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Ставки НПД предусмотрены в ст. 10 Закона о НПД:

  • 4% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
  • 6% в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.

Таким образом, и здесь следует ожидать формирования существенного объема практики, связанной с разграничением указанных видов доходов и недостаточно четким регулированием в отечественном законодательстве вопроса о том, что собой представляет предпринимательская деятельность.

Статья 12 Закона о НПД предусматривает право налогоплательщиков НПД на налоговый вычет из налога в размере не более 10 000 руб. (ч. 1). Уменьшение суммы налога на сумму налогового вычета осуществляется налоговым органом самостоятельно (ч. 4). Соответственно, в силу указанных норм, для относительно “небольших” доходов, а именно до 1 млн руб. (до 500 тыс. руб.), эффективная налоговая ставка даже меньше, чем 4% (6%), а именно 3% (4%).

Исчисляется НПД только налоговым органом (п. 1 ст. 52, ч. 1 ст. 11 Закона о НПД). Это обстоятельство объясняется тем, что налогоплательщик через мобильное приложение “Мой налог” фактически должен декларировать (передавать информацию) в налоговые органы обо всех своих облагаемых НПД доходах, а также передавать покупателю чек (ст. 14 Закона о НПД).

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о НПД чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю (заказчику) в момент расчета наличными денежными средствами и (или) с использованием электронных средств платежа.

При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю (заказчику) не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты.

Для плательщиков НПД за непредставление указанной информации о расчетах установлены штрафы в ст. 129.13 “Нарушение порядка и (или) сроков передачи налогоплательщиками сведений о произведенных расчетах при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав)” НК РФ – 20% от суммы расчета; те же деяния, совершенные повторно в течение шести месяцев – 100% от суммы расчета.

Интересно
В качестве альтернативы мобильному приложению “Мой налог” для передачи сведений в налоговые органы предлагаются уполномоченный оператор электронной площадки и (или) уполномоченная кредитная организация (ст. 14 Закона о НПД).

Перечень соответствующих субъектов (в т.ч. уполномоченные операторы – ООО “Яндекс.Такси”, ООО “Деливери Клаб”; уполномоченные кредитные организации – АО “Альфа-Банк”, ПАО “Сбербанк России” и др.) приведен на сайте https://npd.nalog.ru/. Соответственно, предусмотрена ст. 129.14 “Нарушение порядка и (или) сроков передачи сведений о произведенных расчетах операторами электронных площадок и кредитными организациями” НК РФ – 20% от суммы расчета, но не менее 200 руб. за каждый расчет. Налоговым периодом по НПД в общем случае является календарный месяц (ч. 1 ст. 9 Закона о НПД).

Срок уплаты НПД, по итогам налогового периода: не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности (ч. 3 ст. 11 Закона о НПД). Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение “Мой налог” не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога (ч. 2 ст. 11 Закона о НПД).

Налоговая декларация по НПД не предусмотрена (ст. 13 Закона о НПД) в силу очевидного отсутствия необходимости в ней – все существенная для налогового органа информация должна получаться им от налогоплательщика через мобильное приложение “Мой налог” и (или) через альтернативные источники.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)