Закономерности педагогического процесса в исправительных учреждениях

В основе положений о закономерностях педагогического процесса в учреждениях по исполнению наказаний лежат учения о пластичности нервной системы, законы и принципы формирования динамического стереотипа, роль второй сигнальной системы; а также законы диалектики – единства и борьбы противоположностей, отрицание возражений, перехода количественных изменений в качественные.

Закономерности педагогического процесса в пенитенциарных учреждениях – это объективно существующие наиболее существенные, повторяющиеся связи между педагогическими явлениями (особенностями деятельности сотрудников) и ее результативностью (изменениями в личности осужденного).

Рассмотрим основные закономерности педагогического процесса в местах лишения свободы:

1. Цель, задачи и содержание педагогического процесса, закономерно обусловленные характером и уровнем развития общественных отношений.

Процесс перевоспитания осужденных не может быть политически бесцветным. Он также определяется характером и уровнем развития общественных отношений, идеологии социальной структуры общества, его политической системы и культуры. Это отражается в определении обществом социального идеала личности, модели тех ее свойств и качеств, которые должны быть сформированы в результате воспитания.

Цель воспитательного процесса в органах исполнения наказаний определяется согласно общей направленности уголовно-исполнительной политики как исправление личности, моральная ее перестройка в соответствии с нормами и требованиями общества. В целях перевоспитания определяются задачи и содержание воспитательного процесса, средства, формы и методы воспитательного воздействия.

Педагогический процесс является одним из институтов общества (частью, элементом), исторически изменяется в соответствии с законами развития общества.

Поэтому особенность и направленность пенитенциарной системы зависит от следующих общественных факторов:

  • уровня социально – экономического, политического и культурного развития государства;
  • характера философских, уголовно-правовых, социологических, психологических, пенитенциарных концепций, преобладавших в конкретный исторический период и играющих роль теоретико-методологической основы пенитенциарной модели;
  • материальных возможностей государства в конкретный исторический период;
  • политических, идеологических, религиозных убеждений доминирующих в обществе;
    правительства и политиков.

Развитие пенитенциарной системы происходит в связи и в зависимости от уголовно-исполнительной политики государства.

2. Эффективность исправления осужденного закономерно зависит от качества воспитательной работы и ресурсной обеспеченности, от социальной среды (внутренней и внешней), конкретных учреждений исполнения наказаний.

Становление человека как личности вне общества невозможно поэтому для его развития и формирования значение имеет не только генетическая, но и социальная программа. Для современного общества основу социальной программы составляет формирование личности в коллективе, поскольку там наиболее полно и эффективно решается задача всестороннего и гармоничного развития личности.

Особенности проявления данной закономерности в процессе исправительного воздействия на спецконтингент заключаются в том, что очень часто положительная социальная программа оказывается более слабой, чем реальные отношения как атрибут мест лишения свободы. Создаются эти отношения по неписаным законам и правилам, традициям уголовного мира, что заключается в больших трудностях формирования коллектива осужденных в неформальных малых группах, часть которых имеет ярко выраженную негативную направленность.

Объективно данная закономерность проявляется даже вопреки желанию организаторов процесса исправительного воздействия на осужденных. Однако без целенаправленного руководства развитием межличностных отношений в малых группах и коллективах в отдельных учреждениях влияние негативных микрогрупп и их лидеров, лиц с «двойной жизнью» может стать выдающимся, что приведет к формированию личностных идеалов, несовместимых с требованиями общественной морали.

Отменить эту закономерность мы не можем, это объективно существующая реальность. А создать в среде осужденных климат, благоприятный для воспитания, выработать программы исправления, соответствующие потребностям и задачам каждого типа учреждений исполнения наказаний, – задача трудная, но реальная для выполнения.

3. Исправление осужденного закономерно зависит от особенностей различных видов деятельности и тех отношений, которые при этом возникают.

Изменение, развитие, исправление личности – это результат не механического воздействия среды на человека. Поэтому решающим фактором является активное взаимодействие человека со средой с помощью предметной, конкретной деятельности. Вся жизнь человека – это совокупность, система сменяющих друг друга видов деятельности – обучение, познание окружающего мира, трудовая, общественная деятельность, разрешительная.

Посредством деятельности внешние условия превращаются во внутренние качества и свойства, в реальном педагогическом процессе диктующие необходимость определения направленности видов деятельности, в которых формируются отношения личности. Здесь прослеживаются такие объективно существующие связи, как зависимость формирования личности от трудовой, общественной, интеллектуальной и познавательной деятельности.

Не случайно законодатель в качестве основных средств исправления и перевоспитания осужденных определил режим, общественно полезный труд, воспитательную работу, учебу, так как именно в них реализуются указанные виды деятельности, имеющие общественно полезную направленность и способствующие формированию и развитию нравственных свойств и качеств личности.

4. Эффективность ресоциализации осужденного закономерно зависит от соответствия содержания, форм и методов воспитательного влияния особенностям личности как целостного психологического феномена в частности отношению осужденных к совершенному преступлению и уголовному наказанию за него.

Личность осужденного представляет собой определенную динамическую систему, в которой все качества и свойства находятся в тесной связи и взаимодействии. Развитие одного качества или свойства зависит от других и в свою очередь оказывает обратное влияние на них.

Поэтому и в процессе перевоспитания личность осужденных должна восприниматься как некая целостность, а воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование потребностей, развитие сознания и поведения, приобретение знаний, отработку практических умений и навыков, на укрепление воли и формирование нравственных чувств.

Практика показывает, что в том случае, когда осужденный считает себя совершенно невиновным в совершенном преступлении, не раскаивается, а к мере уголовного наказания относится как к несправедливой, у него закономерно появляется негативное отношение и к педагогическому воздействию.

В пенитенциарных учреждениях нередки случаи, когда осужденные особенно за кражи, грабежи, разбойные нападения считают себя «Робин Гудами», несправедливо осужденными, мотивируют это тем, что грабили «незаконно богатых», «выбивали невозвратные долги».

Некоторые оправдывают себя тем, что и среди высокопоставленных руководителей было немало преступников, с украденными у государства средствами бежали за границу. А осужденные за изнасилование иногда пытаются оправдываться тем, что потерпевшие спровоцировали преступление своим вызывающим поведением с другими мужчинами или совместным распитием спиртного.

Интересно
Исправление таких осужденных может быть успешным только тогда, когда удается сформировать у них чувство вины за совершенные преступления, раскаяние, отношение к наказанию как к справедливой мере, а к профессии сотрудника пенитенциарных учреждений – как к важной, необходимой и социально значимой.

Понятно, что формы и методы воспитательного воздействия, например, на осужденных впервые и на особо опасных преступников или несовершеннолетних и взрослых, а также женщин должны отличаться. Следует учитывать, что каждая личность уникальна, для каждого осужденного надо найти свой «ключик», попытаться проникнуть в сокровенные недра его внутреннего мира.

5. Эффективность исправления осужденного объективно зависит от его собственной активной деятельности по самоопределению.

Многолетняя практика показывает, что реализация любого количества воспитательных мероприятий не приведет к желаемым результатам, если сами осужденные не захотят внимательно разобраться в особенностях своего характера, критически отнестись к себе и сознательно систематически заниматься самовоспитанием, восстановлением, формированием и развитием положительных черт, привычек и т. д.

Только внешние по отношению к личности условия и действия не могут обеспечить ее развитие и коррекцию, поскольку их влияние опосредуется внутренним миром осужденного, его взглядами, отношением к окружающей действительности, его личной активностью.

Теорией и практикой установлено, что воспитательные воздействия на осужденных наиболее эффективны именно тогда, когда они дополняются кропотливой работой над собой самого осужденного. Итак, исправления невозможно рассматривать однобоко – лишь как результат воздействия сотрудников пенитенциарных учреждений, это еще и результат самооценки личности осужденного. Иначе говоря, осужденный должен стать не только объектом, но и субъектом воспитательных воздействий.

6. Эффективность исправления осужденного прежде всего зависит от уровня личностной рефлексии и от способности осознания ошибок прошлого опыта.

В исследованиях С. В. Сахно показано, что повышение уровня рефлексии и ее развитие с помощью комплекса психокоррекционных и педагогических мероприятий приводит к осознанию ошибок своего прошлого опыта, осознанию чувства вины за совершенное преступление и, как следствие, способствует успешной ресоциализации.

Такие осужденные:

  • восстанавливают утраченные социально полезные связи;
  • разнообразят свое личное время;
  • раскрывают свои творческие способности;
  • стремятся лучше работать;
  • стремятся улучшить свое поведение;
  • строят положительные планы на будущее и др.

7. Преодоление отрицательных качеств личности осужденного закономерно связано с оптимистическим подходом, опорой на положительные черты и качества.

Иногда сотрудники пенитенциарных учреждений всю индивидуальную работу с осужденными направляют только на борьбу с его недостатками и, не достигнув сразу результатов, утверждают: «Этот человек не поддается перевоспитанию». Такое настроение передается осужденному, он теряет веру в свои силы, не стремится работать над собой.

Как показывает практика, положительное в личности может быть обнаружено в особенностях его поведения, интеллектуальном развитии, эмоционально-чувственной или волевой сфере, опыте социальных отношений, профессиональных или общекультурных знаниях, умениях и навыках и т. д.

Если работники учреждений смогут выявить положительное в заключенном, развивать и опираться на это положительное, психологи будут развивать рефлексию осужденных, то можно рассчитывать на реальность достижения цели возвращения обществу правопослушной личности.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)