Закон расщепления смысла управленческой информации

Управление осуществляется в процессе взаимодействия людей, поэтому руководителю в своей деятельности необходимо учитывать закон расщепления смысла управленческой информации. Любая управленческая информация (директивы, постановления, приказы, распоряжения, инструкции, указания) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения по иерархической лестнице, что ведет к возникновению разных толкований информации. Изменение смысла информации прямо пропорционально числу людей, через которые она проходит.

Информация является ключевым моментом в туристском менеджменте. Менеджер туристской фирмы получает огромное количество информации, которая часто не связана с проблемами, стоящими перед ним в данный момент. Возникает парадокс недостатка информации при ее избытке. От 50 до 90% рабочего времени руководитель тратит на обмен информацией, происходящий в процессе совещаний, собраний, бесед, встреч, переговоров, приема посетителей и пр.

Завершая рассмотрение информационного обеспечения организации,подчеркнем, что информация сегодня – это жизненная необходимость, важнейший ресурс социально-экономического, технического, технологического развития любой организации. Но даже при наличии свежей информации предприятие не будет эффективно работать, если не будет уделяться внимание организационной культуре.

Организационная культура. Культура организации – это совокупность видов неформальных процедур, превалирующих в ней, или преобладающая в организации философия способов наиболее эффективного достижения поставленных целей.

Корпоративная культура определяется:

  • стилем отношений между сотрудниками (между руководителями и подчиненными), формирующим моральную атмосферу;
  • стилем принятия решений;
  • стилем управления проблемами;
  • стилем отношений с внешними элементами микро- и макросреды;
  • отношением к истории организации;
  • реальными и провозглашаемыми руководством ценностями организации;
  • этическими стандартами; установленными формальными процедурами; стилем осуществления изменений в организации.

Культуру организации формируют в значительной степени этические стандарты:

  • первостепенность требований потребителей и качества их обслуживания;
  • отношение к качеству услуг (товаров);
  • отношение к инновациям;
  • обязанности руководства организации по отношению к сотрудникам;
  • ответственность перед акционерами;
  • ответственность перед поставщиками;
  • ответственность перед обществом;
  • охрана окружающей среды;
  • порядочность и строгое соблюдение законов;
  • достойное поведение при возникновении конфликтов интересов;
  • честность маркетинговых приемов, в том числе при продаже услуг (товаров);
  • отношение к конфиденциальности внутрифирменной информации;
  • получение и использование информации о других организациях;
  • политическая деятельность внутри организации;
  • использование ресурсов организации;
  • управление ценами, контрактами, счетами;
  • отношение к поставщикам.

Изменения в сфере организационной культуры не происходят быстро, поэтому инерционность организационной культуры должна быть учтена и не стоит строить в отношении нее излишне оптимистичных планов. В крупных организациях радикальные преобразования в культуре требуют не менее 3-5 лет.

Любой процесс изменений подразумевает четыре этапа воздействия на сотрудников.

Первый этап — «разморозка»: создание у субъекта чувства неудовлетворенности, способствование появлению мотивации к изменениям посредством наглядного сопоставления существующего «неблагополучного» состояния дел и планируемого «благополучного».

Второй этап — подготовка изменения, вовлечение субъектов изменений в процесс разработки, такое вовлечение осуществляется путем информирования, проведения консультаций, семинаров и т. д., что позволит субъектам изменений почувствовать новые идеи своими.

Третий этап — собственно изменение, осуществляемое при непосредственном участии в этом процессе субъектов изменения (прямое вовлечение — непременное условие успеха любых изменений), которые будут располагать развернутой информацией и не станут сопротивляться самим себе. Степень вовлеченности субъектов имеет оптимальное значение во времени.

Четвертый этап «заморозка», создание условий для закрепления осуществляемых изменений. На этом этапе дорабатываются формальные процедуры, не реализованные ранее из-за высокой степени неопределенности.

Процесс организационного развития базируется на концепции «трех состояний» (будущего, настоящего, переходного), которые образно передаются такими тремя слоганами.

  • Где организация хотела бы находиться?
  • Где организация находится сейчас?
  • От настоящего к будущему!

Организационное развитие как процесс включает следующие этапы:

  • определение миссии организации;
  • оценка внешних и внутренних условий;
  • сбор данных;
  • обеспечение вовлеченности в процесс перехода;
  • постановка целей изменений;
  • осуществление изменений и реализующих их мероприятий;
  • оценка и закрепление изменений.

Оценивать эффективность деятельности туристических организаций различного уровня необходимо исходя прежде всего из стратегических позиций и установок, умения предвидеть обстановку и гибко приспосабливаться к ней, удовлетворяя требования не только потребителей, но и персонала, работающего в организации и реализующего выбранную менеджерами стратегию.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)