Внешние коммуникации в туристском бизнесе

Любое предприятие туристской индустрии имеет разветвленную сеть внешних коммуникаций, которую составляют партнеры по бизнесу, клиенты, государственные учреждения, общественные организации, средства массовой информации и др. К мероприятиям ПР в области внешних коммуникаций в туризме относятся выставки, семинары, презентации, пресс-конференции; организация рекламных туров, пресс-туров; информационные нерекламиые кампании в прессе, на радио и телевидении; лотереи, конкурсы, благотворительные акции, спонсорство, лоббирование; организация культурных, спортивных, зрелищных мероприятий и пр.

Выставочная деятельность преследует ряд целей: это демонстрация услуг; изучение рынка и предложений конкурентов; реклама услуг; реклама фирмы; заключение договоров с партнерами и прямая продажа услуг.

Участие в выставках — безусловно, очень важная акция ПР для предприятий туристского бизнеса. Новые фирмы могут таким образом заявить о себе и своей продукции; фирмы, уже работающие на рынке, — продемонстрировать новые предложения. Выставка дает представление о соотношении сил у конкурентов, позволяет войти в контакт с сотрудниками компетентных государственных инстанций, получить интересующую информацию, приобрести полный пакет профессиональной литературы, установить новые связи и укрепить старые.

Презентации, семинары и пресс-конференции, отличаясь друг от друга как мероприятия ПР, имеют одну общую цель: распространение среди широкой и узкоспециальной аудиторий сведений о фирме, новом продукте и услуге, новом виде деятельности, крупном успехе фирмы.

Лоббирование в сфере туризма происходит в основном на местном уровне. Лоббирование — это практика воздействия на управленческие решения. Специалисты ПР должны информировать руководство фирмы о развитии законодательства, готовить информацию для государственных организаций, общаться с представителями власти. Главное — это разработка стратегии поддержки или блокирования соответствующих решений и законов, которая включает в себя работу с законодателями и государственными органами с целью добиться недопущения какого-либо законодательного решения или, напротив, ускорения его принятия, регулирование решения проблем текущей деятельности, требующих согласования с официальными органами. Также возможна консультационная деятельность и подготовка информации официальным органам по вопросам общественной значимости туризма, положения и специфики деятельности туристских фирм.

В своей работе с государственными органами власти и местными представительными органами специалист ПР должен широко использовать результаты изучения общественного мнения, уметь правильно обозначить свою позицию, донести мнение руководства своей фирмы до чиновников или депутатов. Итогом этих усилий могут стать налоговые льготы, благоприятные программы, государственные заказы, бюджетное финансирование и т. д.

Благотворительные акции и спонсорство, вопреки общепринятому мнению, должны отвечать определенным правилам, базироваться на ряде обязательных принципов:

  • спонсорская помощь вытекает из общей политики фирмы;
  • деньги, отпущенные на благотворительность, ведут к максимальной пользе для спонсора, получателя, города или района;
  • между спонсором и получателем устанавливается тесная связь: спонсор следит за рациональным использованием средств;
  • деньги, потраченные на благотворительность, должны быть освобождены от всяких налогов; постоянный спонсор получает существенные налоговые льготы и привилегии;
  • о благотворительных акциях информируется широкая общественность; они должны работать на имидж фирмы.

Благотворительность может быть представлена и в нематериальной форме (участие в учебном процессе, оказание услуг, профессиональная помощь и т. д.).

Организация рекламных туров и пресс-туров весьма характерна для туристского бизнеса. При продвижении нового тур-продукта затраты на мероприятия по его продвижению полностью могут окупиться: турагентство заключит договор на реализацию тура гораздо охотнее и с большей уверенностью в успехе, поскольку все декларируемые достоинства и преимущества нового маршрута подтвердились на практике: журналист напишет более красочный, правдивый и убедительный обзор на основе личных впечатлений. Важно обеспечить каждого участника полным набором всей сопутствующей информации, чтобы личные впечатления смогли оформиться в нужных для фирмы-организатора направленности и объеме. Необходимо учитывать, что спланировать (и соответственно оформить) желаемую отдачу в СМИ от рекламных и пресс-туров нельзя: существует Федеральный закон о рекламе, согласно которому реклама должна быть не скрытой, а легко распознаваемой. Отклики в СМИ могут появиться в результате работы специалиста в области ПР.

Установление и поддержание связей с прессой подразумевает передачу через нее сведений познавательно-событийного характера и привлечение внимания читателей к туристским достопримечательностям, туристским услугам во всех средствах распространения информации, доступных для чтения, просмотра или прослушивания существующими или потенциальными клиентами туристской фирмы, но не по заказу, как при размещении рекламы.

Связи с прессой устанавливаются посредством:

  • приглашения в турпоездки журналистов, пишущих о туризме. Это мероприятие, рентабельность которого может оказаться очень высокой, предусматривает появление одной или нескольких статей, психологический настрой которых сильно отличается от психологического подтекста рекламы. Часто приглашение журналистов полезнее рекламы, причем стоит значительно дешевле;
  • предоставления прессе фотографий и познавательных материалов, пресс-коммюнике;
  • проведения пресс-конференций, во время которых журналисты могут дать благоприятные комментарии. Пресс-конференции проводятся в связи с выходом новой брошюры, «запуском» нового тура или маршрута. Их проведение включает подготовку досье для прессы, содержащего необходимые материалы. Коктейли для прессы не обязательны, тем более они не должны подменять пресс-конферецию, уменьшая пользу мероприятия и увеличивая его стоимость;
  • приглашения журналистов на семинары, различные приемы и мероприятия;
  • организации лотерей в радио- и телепередачах;

Туристская товарная пропаганда — деятельность, объединяющая разнообразные усилия по популяризации маршрутов, программ и услуг. Примерами такой деятельности являются: проведение дней туризма, дней фирмы, тематические дни и недели; при их проведении устанавливают (иногда даже в целом квартале) витрины, стенды с рекламой. Предусматриваются пресс-конференции, выставки, различные представления, гастрономические фестивали. Идея бесплатных или полукоммерческих мероприятий (продажа местных продуктов, приготовление блюд, раздача рецептов) хорошо воздействует на потенциальных клиентов, если использовать колорит национальной кухни.

Акции ПР для туристского центра сопоставимы с акциями ПР туристской фирмы. Эти мероприятия предусматривают:

  • проведение в пределах туристского центра культурных, образовательных, научных, спортивных мероприятий национального и международного значения;
  • организацию информационных кампаний в СМИ;
  • издательско-просветительскую деятельность;
  • участие в международных выставках, симпозиумах, конгрессах, собраниях и других мероприятиях;
  • разработку и осуществление культурно-образовательных программ;
  • участие в благотворительных акциях;
  • лоббирование.

Решающее значение имеет определение позиции конкретного туристского центра, формирование его имиджа в глазах целевого рынка, определение его отличий от других туристских центров. Стратегия выбора позиции предполагает последующее получение информации о том, каких туристов необходимо привлекать, в каком количестве и каким образом. Определение этой позиции зависит от качества предлагаемых услуг, назначенных цен, декларируемых обещаний, способов продвижения на целевой рынок.

Успех акций ПР для туристского центра создает у потенциальных посетителей определенные ожидания и стремление их реализовать, вырабатывает желание стать потребителем предлагаемых услуг, попробовать их, испытать. Огромную роль играет качество информации, эмитентом которой выступает конкретный туристский центр.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)