Игровое моделирование как образовательная технология

Исследователи выделяют ряд технологических трендов в современном образовании, среди которых наиболее часто упоминаются:

  • дистанционное обучение – обеспечивает переход к новому качеству образования за счет расширения масштаба образовательного процесса, значительно увеличивая число обучающихся;
  • персонализация обучения – технологизация поддержки индивидуальных траекторий обучения;
  • геймификация — направлена прежде всего на повышение мотивации учащихся посредством игровых элементов;
  • интерактивные учебники – мультимедийные учебные пособия с элементами развлечения;
  • обучение через видеоигры – вовлечение и наглядность через визуализацию и игровую форму.

В целом эти новые технологические тренды в образовании связаны с применением широких возможностей информационно-коммуникационных технологий для обеспечения мотивации к обучению за счет включения различных каналов восприятия информации, активного использования когнитивных механизмов ее переработки, активизации эмоционального интеллекта и креативного потенциала обучающихся.

При этом педагогический аспект, как правило, состоит в применении технологии игрового моделирования для активного практико-ориентированного освоения содержания образования. То есть информационно-коммуникационные технологии содержательно наполняются имитационными и деловыми играми, что создает синергетический эффект от их применения, обеспечивая формирование и развитие у обучающихся востребованных временем компетенций.

В профессиональной подготовке игровое моделирование применяется для имитации ситуаций профессиональной деятельности. Игра позволяет проживать различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Любая игра – модель жизни. В деловой игре воссоздаются реальные ситуации, в которых демонстрируются образцы поведения и деятельности, осуществляется принятие решений. При этом независимо от того, правильное это было решение или нет, участники получают опыт действования, опыт принятия решения и опыт его оценивания.

Моделирование включает в себя понятие «имитация» (от лат. imitatio – подражание кому-нибудь, чему-нибудь, воспроизведение) и понятие «модель» (от фр. Modele, от лат. modulus – мера, образец) – воспроизведение предмета в уменьшенном виде, схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.

Существуют различные классификации моделей. По материалу они делятся на предметные, знаковые и игровые. По способу познания различают модели научно-технические, житейские и художественные. Модель может быть статической (отражающей структуру оригинала) и динамической (отражающей поведение, функционирование оригинала).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)