Задачи компаний по выходу на рынок капитала

С юридической стороны неоспоримо, что акционерное общество – это организационная форма функционирования юридического лица, со своими правилами, выраженными в нормах законодательства.

Однако, с экономической точки зрения – акционерное общество – это способ финансирования бизнеса посредством выпуска и размещения акций, причем в самой свободной и доступной, или как это принято называть публичной форме IPO (от английского выражения «Initial Public Offering», означает «первоначальное публичное предложение»).

Пока мы не начнем относиться к акционерному обществу, как к способу финансирования бизнеса, у нас так и не будут востребованы принципы и лучшая практика корпоративного управления. Поскольку публичное привлечение ими финансирования у инвесторов на рынке будет возможно только при хорошем уровне корпоративного управления в компании, способном обеспечить прирост средств от инвестирования.

Попробуйте ответить на вопрос: почему компания, где вы, к примеру, являетесь должностным лицом, функционирует в акционерной форме? Можно смело предположить, что только единицы ответят на данный вопрос так: для того, чтобы получать необходимое финансирование через выпуск и размещение акций и облигаций.

А для тех, кто примерно так и ответил, зададим второй вопрос: Сколько ваша акционерная компания провела публичных размещений своих ценных бумаг? И в ответ мы услышим либо полное молчание, либо…

Не правда ли, грустная ситуация? Попробуем разобраться в том, что надо сделать для того, чтобы в полной мере использовать преимущества, заложенные в акционерном обществе, и открыть для себя возможности рынков капитала.

Существует так называемый классический подход к решению вопроса о финансировании бизнеса, называющийся «теорией неофициальной иерархии», суть которого заключается в том, что акционерный капитал, считается наиболее «дорогим» источником финансирования бизнеса, и поэтому вначале бизнес должен максимально использовать «возможности» долгового финансирования.

Для привлечения финансирования на публичном рынке существуют такие инструменты рынка капитала, как акции и облигации, с которыми наш рынок знаком уже довольно давно. Рынок капитала – собирательная категория отношений, по привлечению в бизнес так называемых «длинных денег», то есть долгосрочного финансирования через выпуск и размещение в основном акций и облигаций.

Для сравнения, существует и так называемый «Рынок денег» – это краткосрочное финансирование, которое бизнес может рассматривать, как возможность вкладывать временно свободные деньги, чтобы они не «простаивали».

К выпуску и размещению любых финансовых инструментов следует относиться как к производству и продаже товара, конечно, с определенной долей условности.

Здесь действуют те же законы, например, то, что затраты на выпуск и размещение ценных бумаг должны быть соизмеримыми с предполагаемым экономическим эффектом, точно также, как любые затраты на производство товара и его продажу.

Или еще одна «аналогия», инвестор будет соотносить стоимость ценной бумаги со своими ориентирами по приемлемому уровню дохода, то есть будет оценивать надежность и ликвидность ценной бумаги, точно также, как покупатель при принятии решения о покупке любого товара будет ориентироваться на его ценность для себя, цену, качество.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)