Задачи и функции логистики распределения

Цели и задачи логистики распределения

Распределение готовой продукции – естественное и логичное завершение цикла работы логистической системы предприятия. Основной целью распределительной логистики является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с минимальными затратами. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, среди которых можно выделить задачи микро- и макроуровня.

К масштабным задачам можно отнести:

В принципе существует всего четыре стратегии распределения:

  1. Создание сети фирменных распределительных центров – оптовых складов, магазинов и т.д.
  2. Заключение дилерского соглашения (такую стратегию распределения часто выбирают автопроизводители и производители бытовой техники. Например, в Свердловской области официальным дилером компании Samsung выступает сеть магазинов «Кардинал»).
  3. Продажа готовой продукции нескольким крупным оптовым фирмам без заключения партнерского соглашения (например, эту стратегию выбрали в России производители компьютерной техники и комплектующих – HP, Asus, Intel и многие другие).
    4. Распространение продукции через торговых агентов, коммивояжеров, создание клубов потребителей продукции (таким образом, например, распространяется продукция компаний Oriflame, Avon, Amway и др.).
  4. Формирование каналов распределения (канал распределения – это упорядоченная совокупность посредников, помогающих в движении товара от производителя к конечному потребителю. Вопросы организации каналов распределения излагаются ниже).
  5. Размещение распределительных центров.

К задачам микроуровня можно отнести следующие:

  • выбор упаковки продукции, фасовка и нанесение защитных покрытий;
  • формирование и комплектация заказов;
  • организация отгрузки продукции;
  • оптимизация транспортных потоков (в случае, если предприятие должно распределять продукцию многих наименований среди нескольких потребителей и использует несколько центров распределения, эта задача решается с помощью методов линейного программирования.
  • контроль за транспортировкой продукции к месту потребления (собственно перемещение грузов находится в ведении транспортной логистики. При организации распределения особенно важно наладить сбор информации о перемещаемых товарах и передачу этой информации покупателям. На сегодняшний момент подавляющее большинство посредников, работающих на железнодорожном транспорте, внедрили услугу SMS- или e-mail- информирования о местонахождении вагона или контейнера с грузом. Аналогичные услуги предоставляют и посредники, обслуживающие перевозки на прочих видах транспорта: автомобильном, воздушном, водном);
  • организация постпродажного обслуживания.

Необходимо иметь в виду, что проведенное нами деление задач на два уровня не означает, что первые задачи важнее вторых. Основное различие между ними заключается в том, что решение масштабных задач требует от предприятия больших затрат времени и других ресурсов. Эти решения не требуют частого пересмотра и сказываются на работе организации в течение длительного времени.

Задачи микроуровня – это задачи, решением которых предприятие занимается регулярно (ежемесячно, еженедельно, ежедневно и т.п.). Отгрузка продукции, постпродажное обслуживание – это задачи, требующие постоянного внимания руководителя и постоянной текущей коррекции. Каждое принятое решение по задачам микроуровня оказывает не столь значительное влияние на функционирование организации.

Очевидно, что при решении задач микроуровня должны применяться более простые средства и методы, чем при решении масштабных задач. В идеальном случае принятие решений по текущим вопросам должно происходить автоматически и вообще не требовать от персонала особых навыков.

Каналы распределения товаров
Производитель и конечный потребитель продукции представляют собой две микрологистические системы, связанные между собой логистическим каналом, или каналом распределения. Этот канал распределения может быть более или менее сложным в зависимости от характера продукта и особенностей рынка, на котором этот продукт реализуется.

Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые помогают передать право собственности на конкретный товар от производителя к потребителю. Эти организации-помощники представляют собой различного рода посредников: брокеров, дилеров, агентов и т.д. При описании логистического процесса распределения готовой продукции мы не будем останавливаться на особенностях различных видов посредников, их отличиях друг от друга.

Каналы распределения имеют различную структуру, которая может быть охарактеризована количеством составляющих канал уровней (или, проще говоря, количеством посредников в цепочке). Примеры каналов распределения различных уровней приведены на рис. 4.1.

Каналы распределения нулевого уровня применяются в нескольких случаях: во-первых, когда распределяемый товар имеет эксклюзивный, штучный характер (шагающий экскаватор, турбина и т.п.). Если производители товара известны, потребитель может обратиться к ним напрямую, не прибегая к услугам посредников.

В этом случае посредники могут быть востребованы, только если они предлагают какие-то уникальные дополнительные услуги, которые не может или не хочет предоставлять сам производитель (наладка и пуск промышленных установок, обучение персонала, сервисное обслуживание).

Второй случай применения каналов нулевого уровня – когда товар относится к продукции промышленного назначения и его потребление носит, напротив, подчеркнуто массовый характер (уголь, руда, лес и т.д.). В этом случае, когда товар потребляется сотнями тысяч тонн, участие посредника может только усложнить взаимодействие участников и увеличить затраты.

Каналы распределения первого уровня применяются в тех случаях, когда количество потребителей товара слишком велико, чтобы производитель мог их обслуживать сам. Несколько тысяч потребителей уже потребуют создания на заводе мощной распределительной службы, а что делать, если их десятки тысяч?

В то же время этот товар должен распределяться через ограниченное количество торговых точек, то есть его потребление должно иметь региональный характер (например, такой характер имеет потребление продукции местного хлебозавода или молокозавода) или спрос на эту продукцию должен быть ограничен (невозможно, например, бесконечно увеличивать количество автосалонов. Если спрос на автомобили определенной марки ограничен и по миру открыто несколько десятков точек их продаж, имеет смысл поставлять автомобили с завода напрямую в автосалоны).

Каналы распределения второго и третьего уровней применяются для расширения географии распространения продукции и обслуживания большего количества клиентов. Если каждый участник канала распределения обслуживает по 100 клиентов, канал нулевого уровня позволяет удовлетворить всего 100 конечных потребителей, канал первого уровня – 10000, а канал второго уровня – уже 1 млн. клиентов. В случае применения каналов третьего уровня речь будет идти о десятках и сотнях миллионов потребителей.

Очевидно, что использование каналов четвертого и далее уровней не имеет особого экономического смысла. Тем не менее, в некоторых случаях они всё же применяются – например, при незаконном обороте оружия и наркотических средств, а также при совершении мошеннических операций, отмывании денег и т.д.

Как Вы понимаете, в этих случаях речь идет не о повышении уровня удовлетворенности клиентов и доступности товаров, а о стремлении обезопасить себя и уйти от ответственности, спрятавшись за спинами посредников.

Назовем каналы распределения нулевого и первого уровней низкоуровневыми каналами, а каналы второго и третьего уровня – высокоуровневыми. Низкоуровневые каналы распределения имеют ряд преимуществ:

  • низкая цена на товар (в обычных условиях каждый посредник делает на товар некоторую наценку, обеспечивая себе прибыль. При малом числе посредников общее повышение исходной цены производителя будет сравнительно небольшим);
  • ысокая скорость доведения товара до потребителя (при большом количестве посредников передача продукции из рук в руки сопровождается подписанием документов и многочисленными проверками. В результате товар приходит в регион потребителя позже, чем мог бы прийти, если бы были использованы короткие каналы распределения);
  • высокая степень реакции производителя на требования потребителей (если товар распространяется с использованием каналов высокого уровня, потребитель и производитель напрямую не контактируют. Потребитель может разве что отправить производителю свои жалобы и предложения по почте. Очевидно, что реакция на такое послание будет значительно слабее, чем в случае прямого общения).

К недостаткам низкоуровневых каналов распределения можно отнести:

  • малый охват территории, узкую географию распространения товаров (в случае, если производитель желает сам обслуживать большое количество клиентов, он вынужден заниматься и производством продукции, и её реализацией, и сервисным обслуживанием. Тем самым производитель теряет выгоды специализации и у него снижается прибыль за счет роста накладных расходов);
  • необходимость самому выполнять функции по работе с клиентами, рекламе, складированию, транспортировке, постпродажному обслуживанию (при использовании высокоуровневых каналов распределения появляется возможность разделить функции между участниками. Например, работой с потребителями и гарантийным обслуживанием будет заниматься розничный посредник. Мелкооптовому посреднику (например, региональному дилеру) могут быть поручены рекламные функции, организация работы склада и управление запасами продукции. Оптовый посредник будет заниматься таможенным оформлением и транспортировкой. Производитель получает возможность сконцентрироваться исключительно на изготовлении продукции, не отвлекаясь на выполнение прочих обязанностей);
  • предприятие-изготовитель из региона своей дислокации не может иметь полной информации о ситуации в регионе потребителя.

Очевидно, что достоинства низкоуровневых каналов аналогичны недостаткам каналов высокого уровня, и наоборот. Каждая организация выбирает свой подход к построению каналов распределения, ориентируясь на характеристики товаров и особенности рынков, на которых эти товары реализуются.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)