Аналитическая оптимизация материальных запасов

Как было показано в предыдущем параграфе, специалистам по снабжению удобно разделять всё множество наименований товаров, находящихся на складе предприятия, на однотипные группы с тем, чтобы впоследствии применять к каждой группе единую стратегию. Такой подход позволяет экономить усилия, ускоряет и удешевляет принятие решений.

АВС-распределение
АВС-распределение представляет собой метод разделения товаров на три группы по какому-либо количественному критерию. В качестве этого критерия может выступать суммарная стоимость запасов по наименованиям, складская площадь (или объем), занятая каждым наименованием товаров, и т.д.

К товарам категории А будет относиться небольшое число наименований товаров (обычно около 5 % наименований), имеющих наибольший вес по изучаемому количественному показателю. На их долю будет приходиться до 75–80 % основного показателя. К товарам категории В будут относиться товары средней значимости. На их долю приходится примерно 20 % наименований и около 20 % основного показателя. К товарам категории С относятся все остальные товары. На них приходится до 75 % наименований товаров и всего около 5 % основного показателя – множество мелочей, без которых не обходится работа любого предприятия.

На рис. 6.1 показано примерное распределение товаров по категориям А, В и С. Проведем АВС-анализ для нижеследующих наименований товаров (табл. 6.1).

Очевидно, что товары 0008, 0003, 0015 относятся к наиболее важным для предприятия, к категории А, а товары 0016, 0005, 0011 – к наименее важным, категории С. Принадлежность остальных наименований товара «на глазок» определить сложно.

Алгоритм АВС-анализа предполагает работу в несколько этапов.

Шаг 1. Расположим все товары в порядке убывания основного показателя (объема хранения) и рассчитаем сумму нарастающим итогом. В первых строках при этом окажутся товары категории А, в последних – товары категории С, а где-то в середине таблицы – товары категории В. Товары в порядке убывания основного показателя приведены в табл. 6.2.

Шаг 2. Определим границы категорий. Прежде всего нам нужно определить суммарный объем хранения. Он составляет 3444 тонны. Граница между категориями А и В соответствует 75 % этого общего объема, или 2583 тоннам. Ищем в графе «сумма нарастающим итогом» наиболее близкое к этой границе значение. Это значение – 2513.

Получается, что первые четыре товара бесспорно относятся к категории А, а следующий товар (0013) одновременно относится к двум категориям – А и В. Мы отнесем этот товар к категории В, так как соответствующий ему объем хранения (220 тонн) существенно, почти в 2 раза, отличается от значения последнего товара категории А (товар 0001, 415 тонн).

Определим границу между категориями В и С. Она соответствует 95 % общей суммы (95 % – это 75 % категории А плюс 20 % категории В). Получается значение 3271,8. Найдем наиболее близкое к нему значение в графе 3 табл. 6.2. Это значение – 3258. Снова мы видим, что один товар (0007) относится одновременно к двум категориям. Оценим объем хранения этого товара. Значение 62 тонны очень близко к объему хранения товара 0004 (65 тонн). Поэтому товар 0007 мы отнесем в ту же категорию, что и 0004 – в категорию В.

Шаг 3. Проведем окончательное разделение товаров на категории. В категорию А мы отнесем товары 0008, 0003, 0015 и 0001 (4 наименования). В категорию В – товары 0007, 0004, 0020, 0018, 0009, 0014, 0013 (7 наименований). В категорию С – все остальные товары (9 наименований). Таким образом, к категории А мы отнесли 20 % наименований товаров, к категории В – 35 %, а к категории С – оставшиеся 45 % наименований. Несмотря на то, что заданные изначально пропорции (5:20:75) не выдерживаются, товаров категории С всё же оказалось больше, чем товаров В, а товаров В больше, чем товаров А.

Далее к товарам разных категорий применяются различные стратегии снабжения и управления запасами. Так, например, товары категории А требуют постоянного учета и контроля остатков, тщательного расчета потребностей и объемов партий. Малейшая ошибка, связанная с товарами категории А, может привести к многомиллионным убыткам.

Товары категории В допускают значительно менее трепетное к себе отношение. После определения среднего потребления этих товаров за промежуток времени управление ими вполне можно поручить системе управления запасами.

При управлении товарами категории С логисты стремятся максимально сократить число совершаемых операций и принимаемых решений. Эти товары обычно слишком незначительны, чтобы какие-либо расчеты и прогнозы дали существенный экономический эффект. Обычно раз в полгода-год проводится контроль остатков таких товаров; объем заказываемой партии соответствует потребности за 6–12 месяцев.

Мы рассмотрели применение АВС-анализа для деления на группы наименований товаров, хранящихся на складе. В принципе возможно применение этого метода и для деления на группы направлений деятельности предприятия (количественные показатели – оборот, прибыль и т.д.), занятых на предприятии специалистов (количественные показатели – производительность труда, средний объем брака, величина заработной платы, количество затраченных на обучение этого специалиста денег и т.д.), пакетов ценных бумаг и многого другого.

XYZ-распределение
XYZ-распределение применяется для деления товаров на группы по равномерности их потребления. XYZ-анализ позволяет оценить, насколько «спокойно» ведет себя тот или иной товар. Для оценки равномерности потребления используется показатель «коэффициент вариации». Он рассчитывается по формуле

где  – среднее квадратическое отклонение потребления товаров;
x – среднее потребление товаров со склада.
В отличие от АВС-анализа, XYZ-распределение применяется к каждому товару по отдельности.

К категории Х (стабильно потребляемые товары) относятся товары, коэффициент вариации которых составляет менее 10 %. Таких товаров достаточно много, обычно около 50–55 %. К категории Y относятся товары с коэффициентом вариации от 10 до 25 %. В эту группу попадает в среднем 25–30 % наименований. К категории Z (самые непредсказуемые товары) относятся товары, коэффициент вариации потребления которых больше 25 %.
Оценим товар «опора для электродвигателя» по равномерности потребления (табл. 6.3).

Рассчитаем среднее потребление опор. Оно равняется 59,8 единиц в месяц.
Рассчитаем среднее квадратическое отклонение по формуле

Таким образом, опоры для электродвигателей должны быть отнесены к категории Y, так как коэффициент вариации находится в интервале 10–25 %. Такая же работа выполняется с каждым интересующим нас наименованием товара.

После разбиения товаров на категории для каждой группы наименований выбирается стратегия работы с ними. Товары категории Х вполне могут быть переданы в систему управления запасами. Их равномерное потребление позволяет легко рассчитать объем и периодичность пополнения запасов.

Товары категории Y также будут переданы в ведение системы управления запасами (в этом случае необходимо предусмотреть страховые запасы) или управление ими будет вестись вручную.

Товары категории Z представляют собой серьезную проблему. В эту группу попадают как товары, потребление которых носит сезонный характер с небольшим размахом колебаний, так и товары, потребление которых внезапно может вырасти (или упасть) в десятки раз. Какие-то общие решения в этом случае невозможны. Управление этими товарами обычно ведется вручную. Возможно, следует задуматься о целесообразности работы с товарами этих наименований. Исключение их из перечня закупаемых товаров позволит существенно разгрузить специалистов отдела закупок.

ABC-XYZ-распределение
В том случае, если предприятие оперирует действительно большим числом наименований товаров (тысячи, десятки и сотни тысяч наименований), становится оправданным одновременное применение АВС- и XYZ- распределений. При этом сначала проводится АВС-анализ, а далее товары категорий А и В исследуются на равномерность потребления и относятся к категориям AX, AY, AZ, BX, BY и BZ.

Деление товаров категории С на группы по равномерности потребления нецелесообразно, так как их количество очень велико и они малозначимы. Экономия или другой полезный эффект, полученный от изучения товаров категории С, будет очень невелик.

После определения двухбуквенных категорий каждой из них назначается стратегия закупочной деятельности и стратегия управления запасами. Так, например, товары категории AX (важные товары, расходуемые равномерно), несмотря на принадлежность к группе А, вполне могут управляться с помощью системы управления запасами.

Для товаров категории BZ (товары средней значимости и крайне неравномерно потребляемые) возможно как применение ручного управления, так и использование системы управления запасами. При этом в системе управления запасами должен быть предусмотрен большой страховой запас.

Рассмотренные методы аналитической оптимизации запасов широко применяются на практике, так как они позволяют существенно сократить объем работы, выполняемой специалистами отдела закупок.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)