Размещение товаров на складе

Горячие и холодные зоны складирования
Приняв решения, перечисленные в предыдущем параграфе, предприятие приступает к размещению товаров на складе. Прежде всего, необходимо выделить главные целевые ориентиры, к которым предприятие будет стремиться. Такими ориентирами могут быть максимальное использование площади склада, минимальное время выдачи товаров со склада, сокращение объемов внутрискладского перемещения грузов и т.д.

Говоря о сокращении объемов внутрискладского перемещения грузов, обычно выделяют горячую и холодную зоны складирования. В горячей зоне (или на горячей линии) располагаются наиболее востребованные товары, товары, за которыми постоянно приходится бегать. В холодной зоне (или на холодной линии) располагаются все остальные товары.

В зависимости от характеристик склада может быть выбрано различное деление полезной площади на горячую и холодную зоны. Для прямоугольного помещения могут быть применены варианты, показанные на рис. 5.4. Стрелками на рисунке обозначена горячая зона, крестиками – холодная.

Предположим, что наше предприятие владеет складом прямоугольной формы, оборудованным тремя рядами стеллажей. Два крайних ряда состоят из 10 стеллажей, вместимостью по 100 кг каждый; средний ряд состоит из 8 двусторонних стеллажей, вместимость каждой ячейки – 75 кг. На складе хранится шесть наименований товаров; общий объем хранения и месячное потребление по каждому наименованию приведены в табл. 5.1.

Эти товары необходимо эффективно разместить на складе, обеспечив наименьшее перемещение товаров по складу в течение месяца. Один товар можно размещать не более чем на двух площадках.

Площадка хранения – это группа стоящих рядом стеллажей. Размещение товаров на множестве площадок сильно затрудняет контроль остатков и увеличивает неразбериху на складе. На одном стеллаже запрещено размещать товары разных наименований. Нарисуем склад (рис. 5.5).

Очевидно, что для того чтобы обеспечить наименьшее перемещение товаров по складу в течение месяца, месячная потребность должна находиться на горячей линии (ближе к входу), а остальные товары – на холодной линии (дальше от входа).

Выполним первоначальное размещение товаров на складе, внимательно следя за числом площадок хранения каждого товара и стараясь располагать месячную потребность ближе к входу на склад. Первоначальное размещение представлено на рис. 5.6.

Оценим эффективность первоначального размещения. Для этого отделим товары, которые будут выданы со склада в течение месяца, от остальных товаров (рис. 5.7).

Как видим, горячая линия получилась очень неравномерная. В верхнем и центральном рядах она простирается на 5–6 стеллажей от входа, а в нижнем ряду – всего на 2. Что это означает? Это означает, что вместо того чтобы разместить товары на 3-й стеллаж нижнего ряда, мы предпочитаем пройти намного большее расстояние и брать товары из глубины склада.

Очевидно, что такое размещение неэффективно по критерию «величина внутрискладского перемещения товаров». Следовательно, нам нужно перераспределить товары на складе так, чтобы граница, разделяющая горячую и холодную зоны, оказалась более «прямой». Для этого перенесем товар F на нижний ряд стеллажей, остатки товара Е – на центральный ряд, а остатки товара D – на верхний ряд. Окончательное размещение товаров представлено на рис. 5.8.

Полученное размещение можно признать эффективным, так как любая попытка улучшить ситуацию (спрямить границу горячей и холодной зон) приведет к тому, что «выступ» окажется на каком-то другом ряду. Суммарное перемещение товаров по складу в течение месяца при этом не изменится.

Найденное решение – одно из большого числа возможных. В принципе, его можно ещё немного улучшить, поменяв местами месячную потребность в товаре D и товаре В. Это позволит нам разместить весь товар D на одной площадке, облегчив в дальнейшем пополнение запасов и контроль остатков.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)