Введение в риск-менеджмент

Как мы уже отмечали выше, современные тенденции в развитии внутреннего контроля основываются на таком аспекте, как управление рисками. И поэтому эффективный внутренний контроль требует постоянного видения картины рисков, которым подвержена компания.
Что такое риск? Какие типы рисков существуют? Как измерить риск? – основные вопросы, ответы на которые должны знать практически все инсайдеры акционерной компании.

Вместе с тем, учитывая низкий уровень развития менеджмента в корпоративной среде, рассмотрение этих вопросов является очень важным для развития системы внутреннего контроля.

Определение риска. Большинство специалистов в области риск-менеджмента определяет риск
как «угрозу того, что некое событие или действие негативно повлияет на способность организации успешно достичь своих целей или реализовать свои стратегии». С учетом этого говорить о риске надо именно в контексте целей, стоящих перед компанией.

Источники риска. Одним из простых способов классификации рисков, является классификация рисков по их источникам:

Внутренние источники риска:

  • Работники. Человеку свойственно ошибаться, не доделывать, задерживаться, халатно относиться к работе. Люди периодически врут и воруют, мошенничают самыми разными способами. Человек может заболеть и не выйти на работу.
  • Оборудование может дать сбой или выйти из строя.
  •  Неверно поставленные цели. Например, нереалистичный план продаж может привести к
    отгрузкам некредитоспособным клиентам. Задача увеличить долю рынка любой ценой может привести к серьёзным убыткам.

Внешние источники риска (персонифицированные):

  • Конкуренты представляют постоянную угрозу потери бизнеса.
  • Поставщики могут недопоставить или затребовать неоправданно высокую цену или слишком жёсткие условия контракта. Они могут давать взятки работникам вашей компании для
    получения выгодных заказов.
  •  Клиенты могут не оплатить товары в срок или вовсе не оплатить. Могут не исполнять условия контракта.

Внешние источники риска (не персонифицированные):

  • Законодательство (налоговое, экологическое, трудовое и пр.). Например, таможенные правила, несоблюдение которых грозит штрафами для предприятия-нарушителя.
  • Политические события. Например, война, может вынудить свернуть продажи.
  • Общественное мнение. Например, потребители могут отказаться от приобретения продукции с брэндом вашей компании, из-за сложившегося в обществе негативного отношения к
    текущей политике, проводимой ею.
  • Состояние экономики и финансов. Например, угроза резкой девальвации национальной валюты.
  • Явления природы – также являются источниками риска. Молния может привести к пожару
    здания. Дождь может протечь через крышу и залить оборудование или продукцию и т.п.

.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)