Временные издержки

Как правило, большая часть издержек производства и реализации носит явный характер. Вы привлекаете факторы производства: труд, землю (здания, офисы, производственное оборудование и т. п.), капитал — и оплачиваете их в виде заработной платы, арендной платы и процента по кредиту. Но нередкой бывает и ситуация, когда часть ресурсов, используемых в производственно-сбытовом цикле, находится в собственности самих предпринимателей, учредителей бизнеса. Они могут использовать их, не оплачивая непосредственно.

В 90-е гг. XX в. в России была весьма распространена ситуация, когда в качестве офиса небольшой компании использовалась квартира одного из учредителей. До сих пор не редкость, а скорее правило, что учредители — совладельцы компании совмещают должности директоров направлений и, соответственно, не получают заработную плату, по крайней мере формально.

Стартовый капитал и часть оборотного капитала достаточно часто формируются не за счет привлеченных средств, по которым надо платить весьма высокий процент, а за счет собственных средств учредителей или партнеров.

Интересно
Средства массовой информации часто размешают на своих страницах или в своем эфире собственную рекламу. Все это не надо оплачивать непосредственно, но надо учитывать при проведении экономического, финансового или маркетингового анализа. Ведь если бы один из совладельцев не взял на себя функции финансового директора, то его надо было бы нанять и платить ему такую заработную плату, которая соответствует сложившемуся на рынке уровню.

Если бы ДОУГОЙ учредитель не поелоставил свои деньги в качестве стартового капитала, их пришлось бы привлекать с рынка по сложившимся процентным ставкам. И так далее. Как учесть все эти неявные расходы, издержки? Им следует вменить некую стоимость. Но как это сделать? По тем видам ресурсов, где рынок достаточно хорошо развит и прозрачен, это можно сделать, вменяя имеющемуся ресурсу рыночную цену.

Например, достаточно хорошо известно, сколько стоит аренда офисного помещения каждого класса, в каждом районе города. Разброс ставок не очень велик, и средние величины достаточно правильно отражают картину реальности. Ставки заработной платы высших управленцев в среднем бизнесе тоже хорошо известны. Поэтому исполняющему функции финансового директора или директора по маркетингу совладельцу (учредителю бизнеса) лучше всего назначить заработную плату в соответствии с тем уровнем, на который он мог бы рассчитывать в аналогичной компании, в которой он не являлся бы учредителем.

Труднее определиться с теми ресурсами, которые не имеют четко определенных рыночных цен. Например, финансовый ресурс. В 2001 г. российские банки предлагали кредиты первоклассным заемщикам по ставкам 18-22 % годовых в долларах США или 34-40 % в рублях. (К 2006 г. ставки снизились до 12-18 % в любой валюте.)

В то же самое время разместить временно свободные средства юридических лиц на депозите можно было под процент, не превышающий 10 % в валюте или 20 % в рублях.
А для физических лиц — еще меньше. (К 2006 г. ставки по депозитам снизились до 7-11 % в любой валюте.) Как вменить цену этому ресурсу? Одно из возможных решений — усреднить ставки.

Или реклама. Объявленные расценки достигают 25 тыс. долл. за полосу в прессе и 100 тыс. долл. за минуту эфирного времени в прайм-тайм на телевидении. В то же самое время известно, что реальные расценки приобретения площадей ниже на 25-50 %, а эфирного времени — в 4-6 раз! К тому же при оценке вмененной стоимости ресурса следует учитывать: нет никакой гарантии, что на этом месте обязательно будет размещена коммерческая реклама. Это место может просто «пропасть*. Так что вменять стоимость этому ресурсу надо очень осторожно.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)