Возникновение культурологии и становление ее предмета

Термин «культурология» был введен в европейскую научную традицию в начале XIX в. для обозначения общей теории культуры, которая в этот период находилась на стадии зарождения.  Однако только в ХХ в. появляются попытки реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

Значительная роль в обосновании культурологии как науки принадлежит английскому антропологу Л. Уайту, который утверждал: «Объяснение культуры может быть только культурологическим.

Наука о культуре молода, но многообещающа. Ей еще предстоит многое совершить, если только предмет ее изучения сохранится и продолжит свое движение — вперед и вверх». Другими словами, пока существует человеческая культура, информационная база культурологии неуклонно увеличивается, усложняется, совершенствуется техника ее обработки. Мир человеческой культуры безграничен.

История культуры, изучение существующей культуры, появление все новых сфер культурной деятельности непрерывно раздвигают фактическое поле изучения.
В науке XIX в. и особенно XX в. наблюдался интенсивный процесс специализации гуманитарного знания, его дифференциации и возникновения новых научных дисциплин и областей научного исследования культуры.

Гуманитарные науки отделяются от социальных, которые также претендуют на изучение не только социальных систем, но и культуры. Сформировался большой комплекс научных дисциплин, исследующих жизнь культуры в ее различных формах и модусах (мера, способ существования, вид и характер бытия). Культурология и предстает как тот регулятивный идеал, который позволяет найти способы категориального и методологического синтеза разнообразных гуманитарных и социальных наук, обеспечить интегральный характер знания.

В развитие культурологических теорий вносят свой вклад история, философия, антропология, социология, этика, психология, эстетика, искусствоведение, религиоведение и т. д. При этом каждая дисциплина выбирает обусловленное собственными целями и задачами направление следования в безбрежном космосе культуры.

Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Каждая из наук, с которыми контактирует культурология, углубляет представление о культуре, дополняя его специфическим компонентом знания, особенными открытиями.

Интересно
Для становления культурологии как научной дисциплины зачастую используется представление о ней как системе знаний о культуре. Главной задачей такого подхода является обоснование системообразующего принципа, который играет концептуальную роль для формирования культурологии как относительно самостоятельной отрасли общественного гуманитарного знания.

Таким образом, культурологию можно определить как гуманитарную научную дисциплину, объединяющую все многообразие аспектов изучения культуры в целостную систему. Культурология выступает системообразующим ядром всех этих направлений.

Рассматривая саму культуру как целостную, многогранную и многофункциональную систему, в которую входят миф, религия, философия, наука, искусство, социальные отношения, экономика, право, политика и т. д. (формы культуры), культурология выявляет механизмы (каналы и способы) взаимодействия и взаимовлияния различных ее составляющих и на основе конечного продукта этих взаимодействий (культурных артефактов) выводит общие закономерности существования и развития культуры в целом.

Культурология занимается как изучением общих законов существования культуры, так и установлением способов их проявления и действия в частных и специфических формах культурной деятельности. Она выявляет общие функции культуры, условия их реализации, обеспечивающие удовлетворение культурных потребностей человека.

Каждая, даже самая простая культура представляет собой более или менее развитую систему, охватывающую такие виды культурной жизнедеятельности, как традиции, обычаи, нравы, этические нормы и этикет, обряды, культовые отправления, развлечения, культурные формы трудовой деятельности, предметные области культуры, художественную жизнь, интеллектуальные и духовные виды культурного творчества и т. п., которые сами могут рассматриваться как подсистемы культуры.

Следовательно, культурология изучает культуру как сложную системную целостность, подсистемы и элементы которой находятся в разнообразных структурных и функциональных соотношениях. Это могут быть соотношения взаимозависимости, соподчинения, интеграции, иерархических зависимостей и пр.

Культурология исследует культуру как способ жизни человека, выражающий его родовую специфику и предназначение. Поскольку культура охватывает все виды человеческой деятельности, она является неотъемлемым атрибутом существования человека, демонстрируя его разум и волю, помыслы и чувства, представления и надежды. Ни одна сфера жизни — будь то экономика или политика, семья или образование, искусство или нравственность, профессиональный труд или досуг — невозможна вне культуры.

Культурология изучает:

  • сущность и структуру культуры, процесс ее возникновения, развития и функционирования;
  • национально-этническое своеобразие культур народов мира, а также общечеловеческие и региональные культурные ценности, творческие достижения человечества;
  • становление духовного мира личности и возможности ее самореализации;
  • деятельность социальных институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества.

Становление культурологии есть процесс развития и выражения духовного, интеллектуального и эмоционального отношения к культуре. Трудности этого становления вызваны сложностью, многоплановостью понятия культуры как онтологического феномена.

Культура относится к числу древнейших явлений человеческой жизни. Она возникла и развивалась вместе с человеком, составляя то, что качественно отличает его от всех других существ и природы в целом. Широта охватываемых культурой общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление термина «культура» различными дисциплинами и в различные исторические эпохи.

Термин «культура» происходит от латинского глагола colere, первоначально обозначавшего «обрабатывать почву, заботиться, усердно заниматься, украшать, почитать».

С помощью слова cultura выражалась идея культуры как сферы развития человечности, человеческой природы, человеческого бытия, человеческого начала в человеке — в противоположность природному, стихийному, животному бытию, которое выражалось словом natura.

Греческим аналогом выступил термин «пайдейя» (от греч. pais — «ребенок») — воспитанность, образованность. Он обозначал как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле: образование, образованность, просвещение, культуру. Древние греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями.

Интересно
Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, выступающий целью культурного процесса.

В разработанных современной наукой представлениях о культуре воплощено различное понимание ее специфичности как особой формы бытия. Вариантов решения этой проблемы чрезвычайно много, и их количество продолжает расти. Это объясняется, во-первых, большой сложностью феномена, именуемого культурой, трудностями его познания, а во-вторых — вариативностью познавательных техник и приемов, сложившихся в мировой научной практике. Далее приводятся наиболее важные этапы становления и развития научных представлений о культуре.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)