Игровая концепция культуры Й. Хейзинги

Йохан Хейзинга (1872—1945 гг.) — нидерландский ученый, историк, теоретик культуры. Занимался вопросами историографии, критическим анализом современной эпохи. Один из основоположников игровой концепции истории мировой культуры, представленной работах «Осень Средневековья» (1919), «В тени завтрашнего дня» (1935), «Homo Ludens» — «Человек играющий» (1938).

В концепции Й. Хейзинги игра — это культурно-историческая универсалия, которая представляет естественную игровую динамику жизни, соотнесенную с серьезным.

Культура, по его мнению, есть равновесие материальных и духовных ценностей, вектор их развития и господство человека над внешней и своей внутренней природой. Игра в культуре — это ритм и гармония, радость и изящество, историческая альтернатива серьезному.

Хейзинга рассматривает игровое начало не только как свойство художественной деятельности, но и как основание всей культуры. Игра интересует ученого со стороны ее содержательной формы и социальной функции. Если культура — признак общества, то игра имеет место и среди животных, следовательно, она старше культуры и больше по объему. Все основные черты игры были сформированы еще до возникновения человеческого сообщества и присутствовали в игровом поведении животных. Главный признак игры состоит в том, что она свободна.

Игра опирается на действия с определенными образами, на «преображение» действительности, и именно в этом отношении игра предстает как фактор культурной жизни. Культуроформирующее свойство игры состоит в том, что для изменения окружающей среды посредством любой материальной действительности человек должен был совершить предварительно аналогичную работу в собственном воображении, т. е. мысленно «проиграть» деятельный процесс. Игра не есть обыденная жизнь, она выходит из рамок непосредственной жизни в сферу деятельности, имеющей собственную направленность.

Игра сопровождает культуру на всем протяжении ее истории и характеризует многие культурные формы. Она выражается в языке, мышлении, видах конкретной деятельности. Не будучи обыденной жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. И все же игра необходима индивидууму как биологическая функция.

Игра среди людей совершается посредством особого напряжения физических сил, сопровождается радостью, шуткой, забавой. Она требуется обществу в силу заключенного в ней смысла, в силу своего значения, своей выразительной ценности, в силу завязываемых ею духовных и социальных связей.

Интересно
Определяющие духовную жизнь общества идеалы социальной жизни играют немаловажную роль в организации игрового начала. В определенные моменты истории игра является драматургической основой в реализации высшего социального сюжета, социальнонравственной идеи.

Общественные идеалы, несомненно, содержат много игрового, так как они связаны с областью мечты, фантазии, утопических представлений и могут быть выражены лишь в игровом пространстве культуры. Согласно концепции Хейзинги, целые эпохи играют в воплощение идеала, например, культура Ренессанса, стремившаяся к возрождению идеалов античности, а не к созданию принципиально новых, своих ориентиров.

Хейзинга анализирует значение игры как явления культуры, соотношение игры и языка, игру как функцию культуры. Подробно рассматривает проявления игры в поэзии и в целом в искусстве, в мышлении, а особенно — в правосудии.

Он считал, например, что судебный процесс — это словесная игра-поединок его участников и состязание. Суд божий — подлинный, а суд земной — игра. Атрибутами игры выступают такие судебные процедуры, как строгая ритуальность процесса, судебный жребий, спор об заклад, одеяние судей, священные весы Фемиды и пр.

В философии Хейзинга выделяет в качестве игровых проявлений софистику и чудодейство, философские загадки, философский диалог, риторику, диспуты, научные трактаты. Игра находит себе место в сфере праздника и культа, в сфере священного. По мнению ученого, игровые элементы содержат война и военное дело, политика, дипломатия.

Но по мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план, растворяется, ассимилируется сакральной сферой, кристаллизуется в учености и поэзии, правовых отношениях, формах политической деятельности. Обзор истории культуры приводит ученого к выводу об убывании игрового элемента в культуре.

Вытеснение игры, начавшееся в XVIII в., фактически заканчивается к XIX в. Духом общества завладело понятие пользы, что и привело к утрате свободного духа культуры. Игра, бывшая ранее культуросозидающим фактором, перерождается в суррогат игровой деятельности — в спорт. Это является наглядным показателем кризиса европейской культуры, достигшего в XX в. полного своего выражения.

Хейзинга утверждает, что новая культура должна состоять в возрождении первозданной игры, ее этических и религиозно-духовных основ. Идеи Й. Хейзинги продолжили и развили испанский философ Х. Ортега-и-Гассет, немецкий философ Е. Финк и многие другие мыслители XX в.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)