Культура Нового времени XVII до начала XX вв

Новое время — с . — это историческая эпоха, в течение которой культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального мира и которую обычно имеют в виду, когда говорят о европейской культуре в целом как особом типе культуры. Несмотря на единый базис этой культуры, каждый век Нового времени исторически и культурно своеобразен.

XVII в. — начальный период становления буржуазного способа производства, в процессе которого все яснее обрисовываются контуры новоевропейской культуры, заложенной уже в эпоху Реформации. Протестантизм, проложив дорогу к переосмыслению догматов христианства, не только утвердил возможность различных толкований Священного писания, но и открыл пред человеком широкие просторы для самореализации.

Духовная атмосфера в обществе изменилась. Буржуазные революции в Нидерландах и Англии в XVII в. и затем французская революция в XVIII в. — вехи, ознаменовавшие наступление новой эры в истории Европы и становление новой европейской культуры.

Начиная с XVII в. общественная мысль обретает все большую независимость от религии. Навсегда сохранив свои христианские корни, христианские ценности и идеалы, европейская культура с течением времени взрастила на них дух либерализма и даже, как это ни странно, атеизма.

Интересно
Христианская религия осталась важнейшим фактором духовной жизни общества, но прежде безраздельному владычеству ее над всей культурой пришел конец. Европейская культура стала культурой светской. Религия в ней существует как одна из ее областей, различным образом взаимодействующая с другими областями, но не господствующая над всеми ними.

Огромные изменения происходят в промышленности и экономике. Все шире распространяются мануфактурные производства, более крупные и более производительные в сравнении с ремесленными мастерскими, поскольку мануфактуры основывались на разделении и кооперации труда. Новыми реалиями европейской жизни становятся фондовые и товарные биржи, банки, ярмарки и рынки.

Постепенно в рыночные отношения втягивается и сельское хозяйство. Земля становится объектом купли-продажи. Богатства колониальных стран вовлекаются в европейский торговый оборот. Класс буржуазии численно растет и укрепляет свои позиции в экономике и политике.

Европейская культура проникается духом деловитости, практицизма, утилитаризма, который рождается буржуазным предпринимательством. Протестантские идеалы личной ответственности человека перед Богом и людьми за исполнение своих земных обязанностей приходятся здесь как нельзя более кстати. Они способствуют формированию добросовестного отношения к труду, семье, собственности, без чего было бы немыслимо развитие капитализма.

Динамичность, активность, нацеленность на получение выгоды становятся если не всецело одобряемыми, то, во всяком случае, более или менее оправдываемыми культурой нормами человеческого поведения. Вместе с тем в европейской культуре утверждается представление о природе как арене преобразующей деятельности человека, развивается чувство хозяина природы, потребительское отношение к ней.

В качестве фундамента нового буржуазного мировоззрения утвердились рационалистические принципы. Лозунгом Нового мира стал Разум, точно так же как лозунгом старого мира был Бог. Рационализм превратился в доминанту культуры; наука — главное орудие Разума — обрела мировоззренческий статус, познание — социальную направленность.

Наука играла решающую роль в формировании новой картины мира. Ведущее место в естествознании XVII в. заняла механика, которая, опираясь на математические разработки, добилась крупнейших успехов. Особенностью новой эпохи было также то, что наука переставала быть кабинетным занятием ученых-одиночек. Возникли новые формы организации исследовательской работы — научные общества академии наук (Французская академия, Лондонское королевское общество).

Важнейшими методами научного познания были объявлены эксперимент (Галилей, Бэкон, Ньютон), механическая гипотеза, механическая модель (Декарт).

Благодаря новым теориям и методам в XVII в. было создано гигантское количество открытий и изобретений: алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальное и интегральное исчисления в математике, сформулирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии, биологии.

Получили разработку теория вероятностей и волновая теория света, изобретены микроскоп и телескоп и т. д. Благодаря научной деятельности И. Ньютона, Левенгука, Галилея, Кеплера, Р. Декарта, Б. Паскаля, У. Гарвея и многих других, XVII в. получил название «век гениев».

Наряду с теоретической наукой возникает рациональнопрактическая потребность в экспериментальной, прикладной науке, идет развитие отраслей духовного производства, накопление знаний как особой ценности, не менее важной, чем вещественные элементы производительных сил. Наука постепенно превращается в непосредственную производительную силу общества; знания, накопленные в центрах теоретической мысли, прагматично используются на службе у производства.

Наука постепенно освобождается как автономная область культуры из существовавшего до тех пор единства жизни и деятельности, определяемого религией, и утверждается самостоятельно. К концу XVII в. всеобъемлющее схоластико-теологическое верознание уже не имело авторитета для разума, а сама религия перестала быть универсальной организующей формой социального космоса. Она сделалась теперь, с одной стороны, идеологией, с другой — неотчуждаемой личной верой.

Постепенно идеи веротерпимости начинают доминировать в мировоззрении, и начавшийся процесс секуляризации (отделения церкви от государства) приобретает широкие масштабы. Для Европы становится характерным компромисс во всех сферах деятельности.

Критика средневековой схоластики, апелляция к разуму вместо авторитета и традиции, начатые Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Р. Декартом, были продолжены Дж. Локком и получили самое широкое распространение во Франции.

От ранних буржуазных революций с их первичной ломкой сословно-корпоративной структуры получает развитие процесс формирования новой социальной структуры общества. Устаревшие структуры феодализма с их сословными, церковными и прочими иерархиями постепенно уступают место рациональности взаимовыгодного общественного устройства и признанию прав личности.

Революции стали крупным шагом к гражданскому обществу, активизировали политическую жизнь, продолжили традиции борьбы за свободу и демократию, дали толчок к формированию «открытого» демократического общества. Складываются новые правовые отношения, идет процесс экономического раскрепощения индивидов.

Происходит нарождение и укрепление новой ценностнонормативной системы правосознания, основными компонентами которой стали:

  • обостренное внимание к проблематике распределительной и карательной справедливости и особого места государства в реализации этой справедливости;
  • развитие контрактной этики, т. е. культуры соблюдения договоров, соглашений, обоюдных обязательств;
  • идея неотчуждаемых прав — свобод, от рождения дарованных каждому человеческому индивиду (принципы естественного права).

Одновременно складывается характерное для Нового времени сознание личности. Индивид становится сам себе интересен, превращаясь в предмет наблюдения и психологического анализа. Меняется не только отношение человека к себе, меняется и его отношение к природе; она становится мерилом всех проявлений человеческого бытия. Между природой, с одной стороны, и личностью, с другой, возникает мир человеческого действия и творчества, человек, прежде «слуга и раб», становится «создателем».

С этого времени берет начало и другая особенность культуры Нового времени — ее многонациональность, многоязычность. Средневековая латынь уступила место национальным языкам, и это, с одной стороны, обогатило европейскую культуру традициями и опытом народного творчества, а с другой — сделало достижения культуры более доступными для народов Европы.

Начался подъем национальных культур, что стало базой развития общеевропейской культуры, единой в своем многообразии. В странах Европы складываются оригинальные художественные школы и литературные течения, в которых по-разному находят выражение два больших художественных стиля в европейском искусстве того времени — барокко и классицизм.

Стиль барокко (от итал. barocco — «странный, причудливый») зародился в Италии, а затем распространился в Испании, Франции, Германии, Фландрии и других странах.

Для барочного стиля характерны сложная уравновешенность динамических композиций, асимметрия, внимание к чувственному, телесному началу, грациозность, порой утрированная экспрессивность, театральность, патетика. В нем широко используется гиперболизм (преувеличение), антитеза (противопоставление), метафора, все необычное и нетрадиционное.

Стиль барокко соединяет в себе несоединимое: монументальность — с динамизмом, театральный блеск — с солидностью, мистику, фантастичность, иррациональность — с трезвостью и рассудочностью, истинно бюргерской деловитостью.

Чародеи римского барокко — зодчий Ф. Борромини и архитектор и скульптор Л. Бернини, художник Караваджо. Мастера испанской школы — живописец Диего Веласкес, поэт и драматург Лопе де Вега. Во Фландрии барокко с чертами национальной специфики представлено в творчестве Питера Пауля Рубенса. В музыке черты барокко прослеживаются в творчестве И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. Монтеверди, А. Вивальди.

Главной задачей искусства барокко стало отражение внутреннего мира человека, раскрытие его чувств, переживаний.

В противовес барокко, классицизм (от лат. — «образцовый») выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни. Эстетика классицизма ориентируется на подражание классическим образцам: рационализму, симметрии, направленности, сдержанности и строгому соответствию содержания произведения его форме.

Определяющим для нее является аристотелевский тезис о подражании искусства природе, она разделяет важный принцип античного театра, правило трех единств — места, времени и действия и т. д. Но фактически она базируется на рационалистической философии Р. Декарта. Согласно этой концепции художественное произведение является плодом разума и логики, которые побеждают хаос и текучесть жизни. Для классицистов эстетическую ценность имеет лишь неподвластное времени, т. е. непреходящее.

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров. Высокие жанры: в живописи — картины на исторические, мифологические, религиозные сюжеты; в литературе — трагедия, эпопея, ода. К низким жанрам относились: в живописи — портрет, пейзаж, натюрморт, в литературе — комедия, сатира, басня.

Трагедии Ж. Расина, комедии Ж.-Б. Мольера, поэзия П. Лафонтена, Н. Буало, музыка Ж.-Б. Люли, картины Н. Пуссена, пейзажи К. Лоррена представляют классицизм XVII в. В последующие века традиции классицизма продолжают: в литературе — И. В. Гете, И. Ф. Шиллер, братья Шенье; в живописи — Ж. Л. Давид, Ж. О. Энгр; в скульптуре — Канова, Торвальдсен; в музыке — Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен.

XVIII век в истории не случайно называют эпохой Просвещения: научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, выходит за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона, становится предметом обсуждения публицистов, литераторов, популярно излагающих достижения науки и философии.
Сущность просвещения состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Теории естественного права и общественного договора XVII в. находят свое продолжение в идеях просветителей XVIII в. Их главными лозунгами становятся наука и прогресс. Просветители апеллируют не просто к разуму, а к разуму научному, который опирается на опыт и свободен от религиозных предрассудков.

Интересно
Главное действующее лицо и в научных, и в литературных исследованиях просветителей (в Англии — Дж. Локк, Д. Толанд, во Франции — Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.) — Человек. С одной стороны, он предстает как отдельный изолированный индивид, действующий исходя из своих частных интересов.

С другой, объявляется юридическая всеобщность, пред лицом которой все индивиды равны. Во имя этой всеобщности необходимо освободиться от конфессиональных и сословных границ. В творчестве немецких просветителей (Г. Лессинг, Г. Гердер, Ф. Шиллер, В. Гете и др.) появляется новый герой — «гражданин мира», носитель чистого разума; ему чужда слепая приверженность своему узкому мирку, он находит хороших людей в любом народе, в любом сословии и вероисповедании.

С XVIII в. начинается и в последующие столетия возрастающими темпами продолжает идти индустриализация общественного производства. Растут города, развивается предпринимательство, на смену феодально-сословному обществу приходит общество капиталистическое. Это коренным образом изменяет не только материальный базис культуры, но и все ее содержание.

Культура Нового времени обращается лицом уже не столько к небу и Богу, сколько к земле, обществу и человеку. Она осмысливает происходящие социальные перемены и перспективы будущего, создавая духовные предпосылки для дальнейшего развития общества. Существенное место в ней занимают проблемы, связанные с обоснованием экономических, политических, правовых, нравственных принципов общественной жизни, с поиском более совершенных форм ее организации (идеи английской политической экономии, французский утопический социализм).

Просветители были убеждены в том, что развитие Разума и, прежде всего, прогресс науки и просвещение народа могут изменить общественную жизнь в соответствии с законами Природы. Уже в социальных утопиях XVII в. критика устоев феодальноабсолютистского общества сочеталась с разработкой проектов совершенного общественного устройства («Город Солнца» Т. Кампанеллы, «История севарамбов» Д. Вераса, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона). Утопические теории XVIII в. излагаются в виде готовых к употреблению, разбитых по статьям законов, регулирующих практически все стороны жизни («Кодекс природы» Морелли, «О законодательстве, или Принципы законов» Мабли, «Проект конституции для Корсики» Руссо и т. п.).

Просветители полагали, что причины общественного неблагополучия — в невежестве людей, в заблуждениях рассудка. Они ставили целью пропаганду знаний, в том числе и естественнонаучных. Способствуя распространению научных знаний, совершенствованию системы образования, просветители повернули общественный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе.

На небывалую прежде высоту поднимается авторитет научного и философского знания. Развитие знаний, рост образования рассматривается как движущая сила общественного прогресса. Особенно возрастает в это время престиж философии, высоко поднятый такими гениями, как Беркли и Юм в Англии, Вольтер, Руссо, Гольбах, Дидро во Франции, Кант, Фихте, Гете в Германии. Им принадлежат идеи, составившие фундамент классической европейской философии. Ученые и философы становятся и остаются на протяжении всего Нового времени «властителями дум» в обществе.

В науке XVIII в., наряду с дальнейшей разработкой математики и механики, усиленно развиваются новые отрасли физики — учение о теплоте, электричестве, магнетизме. Широко развиваются химические исследования. Прогрессируют биологические науки — анатомия, зоология, эмбриология. Проблемы эволюции органического мира решают К. Линней, Ж. Л. Бюффон. На геологических исследованиях, дающих материалы о развитии земной коры, строят свои космогонические гипотезы Бюффон, Кант, П. С. Лаплас.

Одновременно с ростом знаний идет популяризация достижений науки, решаются задачи просвещения. Наблюдаются подвижки в сфере социального познания, которое окрашивается в оптимистические этические тона. Достижениями просветителей можно считать идею общественного прогресса и учение об обусловленности характера человека средой. Вера в прогресс основывалась на том, что идеалы разума обязательно должны быть осуществлены.

Для просветителей характерна вера в добрую природу человека. Большинство из них искренне считало, что все задачи общественного преобразования можно решить мирно, на путях пропаганды, потому что Истина всесильна и свет ее способен рассеять все заблуждения. Осененные светом истины монархи станут действительно просвещенными и сами изменят мир к лучшему. Наивность подобных идей очевидна.

В эпоху Просвещения развиваются все жанры литературы и искусства. Стили XVIII в. — рококо, сентиментализм, романтизм — выражают различные реакции людей на новые условия общественного бытия.

Рококо часто характеризуют как вырождающееся барокко. Это изысканный и весьма легковесный стиль. В нем причудливо соединяются гедонизм, прихотливость, пренебрежение к разуму и апофеоз чувства, эстетство, экзотика. Многое в этом стиле определяет причудливая форма раковины.

Свое название стиль получил от слова «рокайль» — мелкие камушки, раковины. Его характеризуют изысканные и причудливые мелкие формы и изощренно изысканный, филигранный, сильно стилизованный орнамент. Наибольшее распространение рококо получил при оформлении интерьеров, где кроме красоты важным становится и удобство.

Стремление к освобождению от официоза выливается в пристрастие к сельским идиллиям и пасторалям, игривым «галантным сценам», мотивам китайского искусства на украшающих стены живописных панно и гобеленах. Ощущение праздника, беззаботности, легкости в интерьере создают многочисленные зеркала, обильная лепнина, позолота, шелк обоев, удобная, хотя и вычурная мебель, статуэтки из бронзы, фарфора, посуда (знаменитый сервский и мейзенский фарфор — продукты этой эпохи).

Наиболее выдающиеся представители живописи рококо — Ж. Ватто, Ф. Буше, Ж. Фрагонар, В. Хогарт. Изысканные туалеты дам в фижмах и кринолинах, башнеобразные прически, плавные движения менуэта, хитросплетения комедий Бомарше — все это эпоха рококо.

Сентиментализм (от франц. sentiment — «чувство»), как и рококо, выражал протест против сухости и высокопарности классицизма, провозглашая культ естественного чувства природы.

Он противостоял и холодной аристократической галантности и бездушному утилитаризму буржуа, идеализируя патриархальную жизнь «маленького человека», проявляя подчеркнутое внимание к его чувствам и переживаниям. Сентиментализму свойственны сострадательность, нежность, эмоциональность, излишняя чувственность.

Представители этого направления: в живописи — Ж. Грез, Т. Гейнсборо, в литературе — Ж.-Ж. Руссо, Стерн, Ричардсон, писатели «Бури и натиска» в Германии. Романтизм, зародившийся на рубеже XVIII—XIX вв. в Германии, отрицал необходимость и возможность объективного отражения действительности. Основой мировосприятия романтизма становится мучительный разлад между идеалом и действительностью.

Романтики провозгласили основой искусства субъективный произвол творческого воображения. Это направление ставит во главу угла воображение, эмоциональность и творческую одаренность художника. Романтическому искусству свойственны: отвращение к буржуазной действительности, решительный отказ от рационалистических принципов буржуазного просвещения и классицизма, недоверие к разуму.

Нравственно-эстетический пафос романтизма связан, прежде всего, с утверждением достоинства человеческой личности, самоценности ее духовно-творческой жизни. Особенно романтиков привлекают люди исключительные, гении, борцы за справедливость, герои.

Романтизм в литературе представлен творчеством Г. Клейста, А. Гофмана, Г. Гейне, Д. Байрона, П. Б. Шелли, Ф. Р. Шатобриана, мадам де Сталь, А. Мюссе, В. Гюго, Ж. Санд, П. Мериме. В музыке — Р. Шуман, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Мейербер, Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти, Ф. Лист, Ф. Шопен. Живопись — Т. Жерико, Э. Делакруа, О. Домье.

В XIX веке европейская культура Нового времени вступает в пору зрелости, а к концу века испытывает все признаки кризиса. В большинстве стран Европы утверждается капиталистическая система хозяйствования со свойственными ей формами экономических и политических отношений.

Развитие буржуазных отношений вызвало изменения во всех сферах жизни: политике, экономике, науке, технике, искусстве. В своей основе культура этого периода базируется на тех же ценностях, что и вся культура Нового времени: рационализм, антропоцентризм, сциентизм (ориентация на науку), европоцентризм (оценка других культур с позиций исключительно европейских ценностей).

Культурологи считают, что историческое лицо XIX в. обозначили три фактора: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника».

Начавшийся в последней трети XVIII в. в Англии промышленный переворот стал в XIX в. главным содержанием экономического развития западных стран. Результатом промышленной революции стало образование индустриального общества, где труд, производство, образование, демократия и наука превращаются в доминанты культурного процесса (Й. Хейзинга). На трон взошла ее величество Машина, по образу и подобию которой моделируется теперь вся общественная жизнь.

Фабрика сменяет мануфактуру, что приводит к невиданному прежде росту производительности общественного труда. Растет крупное машинное производство, для которого нужны квалифицированные инженеры и рабочие. Общество осознает необходимость сделать просвещение более доступным для широких слоев населения.

Развивается сеть школ и профессиональных учебных заведений, расширяется контингент студентов университетов и институтов. Общеобразовательный и культурный уровень масс быстро повышается. Грамотность становится общекультурной нормой. На новый качественный уровень поднимается техническая культура общества.

Главной ценностью индустриальной цивилизации стал технический прогресс, который вместе с наукой мог обеспечить человечеству то, что называется благосостоянием. Польза, достаток, комфорт — эти ориентиры «чувственной» культуры доминируют в общественном сознании, которое начинает неправомерно отождествлять прогресс культуры с экономическим прогрессом. Лавина новых изобретений и открытий порождает невиданную доселе веру во всесилие человеческого разума. Улучшение материальной жизни человека рассматривается как плацдарм для решения моральнонравственных и этических проблем.

Темпы технического прогресса ускоряются. Грандиозные перемены происходят в горном деле, металлургии, станкостроении. Механизация строительных работ, применение металлических конструкций и новых материалов (цемент, бетон) позволяет придать невиданные прежде масштабы городскому строительству. Уровень благосостояния и качества жизни в целом существенно возрос.

В городских домах появляются паровое и водяное отопление, центральное водоснабжение и канализация. Входит в жизнь использование электричества для освещения, передача энергии на большие расстояние и энергетического обеспечения производства. Появляются пароходы, железные дороги, фотография, фонограф, пишущая машинка, телеграф, телефон, а концу столетия — автомобили, кинематограф, радиосвязь. Новые средства транспорта и связи, сохранения и передачи информации принципиально меняют условия коммуникации людей.

Формируется средний класс — служащие государственных учреждений и частных кампаний, лица свободных профессий, мелкая буржуазия — по признаку устойчивого материального положения, хотя и различного у отдельных слоев. Именно средний класс в конечном счете придает устойчивость обществу.

Наука XIX века выступает как классическая система знаний, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми истинами. Фундаментом этой системы служат математика и механика. На основе теории пределов дается обоснование математического анализа. Развиваются теория дифференциальных уравнений, теория функций комплексного переменного, векторное исчисление.

Новый математический аппарат позволяет существенно продвинуть вперед прикладную механику, в особенности теорию механизмов, теорию упругости, гидромеханику. Больших успехов достигает естествознание. Разрабатываются термодинамика, теория электричества, статистическая физика, электродинамика, теория валентности, периодическая система элементов и другие фундаментальные естественно-научные теории. В биологии возникает клеточная теория, теория эволюции. Появляется экспериментальная психология. Публикуются обобщающие труды по общей истории, истории искусства, истории философии.

XIX в. дал миру целую плеяду величайших ученых, по праву составивших гордость не только европейской, но и мировой науки: М. Фарадей, Д. Максвелл, П. Кюри и М. Склодовская-Кюри, М. Планк, А. Энштейн, Дж. Дальтон, Дж. Томпсон, Э. Резерфорд, Н. Бор, Д. И. Менделеев, Г. Мендель, А. Вейсман, Т. Морган, И. П. Павлов, Ч. Дарвин, Л. Пастер, Р. Кох и др. Такие мыслители, как Гегель, Конт, Спенсер пытаются построить философские системы, сводящие воедино всю сумму знаний, накопленных человечеством.

В общественном сознании складывается убеждение, что картина мира наукой в общих чертах уже достаточно ясно установлена и дальнейшее развитие научного знания должно лишь уточнять контуры этой картины и раскрывать оставшиеся в ней «белые пятна».

С развитием индустриального общества в культуре оформляется совершенно иная антропологическая установка, в которой идея саморазвивающейся творческой личности заменяется на полную ей противоположность — «человека массы». Массу составляют способные к развитию отдельные существа, но даже самые высокоразвитые индивиды в своей деятельности подчиненные нормирующему закону, образцом для которого служит функционирование машины.

С развитием массового общества постепенно исчезает чувство собственного бытия человека и неприкосновенной сферы «личного», составлявшее прежде основу социального поведения. Все чаще с человеком обращаются как с объектом, а это постепенно приводит к замене «личностной культуры» «культурой массовой».

Стереотипное мышление, единообразие, приспособленчество, несамостоятельность мышления — вот основные характеристики «человека массы», которые формируются под воздействием средств массовой коммуникации, когда стандартизированный материал передается всем группам населения одинаковым способом, воспринимается единообразно, а потребляющие информацию индивиды анонимны и нивелированы в своей индивидуальности.

Дуализм механизмов детерминации, присущих европейской культуре и всей западной (техногенной) цивилизации в целом, проявился наиболее отчетливо в конце XIX — начале XX вв. С одной стороны, высшая цель западной цивилизации, заложенная Новым временем, — наращивание материального богатства на основе постоянного обновления технических систем — превращает человека и социальную организацию между людьми в простые функции, орудия эффективной экономической деятельности.

С другой стороны, присущая техногенной цивилизации мощная мобилизация человеческой активности, свободной деятельности людей в обществе не может рано или поздно не вступить в противоречие с их тотальной зависимостью от императивов технологии и экономической эффективности. В культуре проявление таких противоречий, как правило, приводило к кризисным явлениям, переоценке духовных ценностей, потере нравственных ориентиров, «вакууму идеалов».

Уже в середине XIX в. на фоне, казалось бы, радующих глаз перспектив социально-экономического, технического и научного прогресса появляются первые признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет философские работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическим умонастроением (Шопенгауэр, О. Шпенглер, Кьеркегор), развертывается критика буржуазного общества (К. Маркс, Ф. Ницше).

С 1880-х гг. в моду входит термин «декаданс» (так назывался французский журнал, начавший издаваться в эти годы). Декаденты говорили о сумерках культуры, упадке нравов, деградации искусства, бессилии человека перед лицом мрачных роковых сил, управляющих его судьбой. Под декадансом стали понимать настроение усталости, пессимизма, отчаяния, распространяющееся в обществе ощущение приближающегося распада и заката культуры.

Разочарование в идеалах, утрата веры в непреходящие жизненные ценности, потеря общезначимых социальных, нравственных, эстетических ориентиров все явственней сказываются в европейском искусстве последней трети XIX столетия. Все отчетливее дает о себе знать чувство исчерпанности старых художественных форм. Начинают колебаться основы художественного мироощущения, когда не только традиционное понимание прекрасного ставится под сомнение, но и сам эстетический подход к реальности уже не кажется бесспорным.

Если в первой половине XIX в. к романтическому искусству добавляется только одно новое направление — реализм, то к концу века художественные стили, методы, формы отличаются невероятным разнообразием: символизм, натурализм, примитивизм, импрессионизм, неоимпрессионизм, дивизионизм, постимпреммионизм. Такое многообразие, с одной стороны, безусловно обогащает европейскую художественную культуру, а с другой — демонстрирует лихорадочный поиск новых эстетических принципов, выражающих все более тревожное мироощущение человека, подступающегося к веку двадцатому.

Реализм сформировался в 30—40-е гг. XIX в. во Франции и Англии. Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных общественных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства.

Расширяется предметный мир искусства; в него входят, приобретая эстетическую ценность, и общественные процессы (социологический анализ), и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ), и природа (пейзаж), и мир вещей (натюрморт).

В реалистическом освещении явления действительности предстают во всей их сложности, многогранности и богатстве эстетических свойств. Принципом обобщения становится типизация. Правдивость деталей и показ типических характеров, действующих в типических обстоятельствах, — главный принцип реализма.

К середине XIX в. социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. Они обличали стяжательство, вопиющее неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной направленности реализм становится критическим. Вместе с тем творчество великих писателей-реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Одним из любимых жанров в литературе становится роман, позволяющий дать широкое и многоплановое изображение действительности, а также драма, новелла (О. Бальзак, Э. 3оля, Стендаль, Г. Флобер, Мопассан, Ч. Диккенс, В Скотт, У. Теккерей, Б. Шоу и др.). В изобразительном искусстве преобладают реалистическая портретная и пейзажная живопись, сцены из народной жизни, бытовой жанр, сатирическая графика, исторические сюжеты (Ф. Гойя, Дж. Констебль, У. Тернер, Ж. Ф. Милле, Г. Курбе и др.).

В музыке ведущим жанром становится опера (Дж. Верди, Леонкавалло, Масканьи, Дж. Пуччини, Ш. Гуно, Ж. Бизе), рождается новый музыкальный жанр — оперетта (Ф. Эрве, Ж. Оффенбах, Й. Штраус-сын).

Во всех формах художественного творчества приобретает популярность символизм. Это новое направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже XIX—XX вв., наполняло изображаемые явления тайным мистическим смыслом. Для поэтовсимволистов характерен культ «невыразимого» (в литературе — С. Малларме, С. Георг, Р. М. Рильке, М. Метерлинк, в живописи — Беклин).

Преклонение перед новой действительностью вызвало к жизни в 50—60-х годах XIX в. такое течение, как натурализм, опиравшийся на философию позитивизма. Задачей натурализма стало создание искусства на научной базе: здесь применялся и принцип научного эксперимента, и изучение факта, и отождествление психологии с физиологией, а среды — не столько с обществом, сколько с природой (писатели Э. Золя, братья Гонкуры, Г. Гауптман).

От философии позитивизма натурализм взял предпочтение положительного, или позитивного знания, добываемого наукой, как результат наблюдения. Связанный с таким воззрением на науку оптимизм становился неотъемлемой частью социума. Первая мировая война, когда наука и техника всей мощью обрушились на человечество, положив конец этим оптимистическим иллюзиям, была еще впереди.

Примерно в это же время возникает примитивизм, который подражает первобытному искусству и детскому творчеству, пытаясь простейшими средствами передать свежесть и остроту художественного восприятия мира.

Негативное отношение к миру буржуазных ценностей заставляет многих писателей уходить в неоромантическое изображение экзотики дальних стран или далекого прошлого, путешествий и приключений, героями которых являются яркие, сильные личности (А. Дюма, Брет Гарт, Стивенсон, Конрад).

Приметы нового времени все активнее проникают в творчество, заставляя мастера по-иному воспринимать все жизненные проявления — более ярко, живо, динамично. Возрастание скорости передвижения, сообщения, общения наложило свой отпечаток на развитие «временных» видов искусства — музыку, театр. Примечательно, что именно к концу XIX в. рождается новый вид искусства — кинематограф.

Уплотнение времени обострило и ускорило зрение, слух, восприятие. Стремление запечатлеть мгновение, мимолетное зрительное впечатление, рождаемое преходящими состояниями и явлениями окружающей среды, воплощается в живописи импрессионизма (от франц. impression — «впечатление»). Именно импрессионистам удалось ввести в живопись временное измерение.

Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности (художники — К. Моне, Э. Манэ, К. Писсарро, О. Ренуар, Э Дега, Б. Моризо, скульпторы — О. Роден, М. Россо, композиторы — К. Дебюсси, М. Равель, П. Дюк, Ф. Шмит, Ж. Роже-Дюкас, поэты — Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо).

Начало широкого признания импрессионизма в середине 80-х гг. XIX в. совпало с началом его распада как целостного течения и зарождением внутри него иных, которые хотели двигаться дальше или повернуть в другую сторону. К первым принадлежали неоимпрессионисты (Ж. Сера, П. Синьяк). Их называли также пуантилистами. Они писали раздельными точечными мазками, сами же предпочитали термин «дивизионизм» (от франц. diviser — «разделять»).

Пуантилисты разработали систему взаимодействия спектральных цветов, опираясь на исследования ученых в области оптики. Картины создавались раздельными мелкими мазкамиточками чистых красок, на основе рассчитанного соотношения смежных, контрастных, теплых и холодных цветов. На расстоянии мазочки оптически сливались, давая удивительно натуральное впечатление света, тени, перехода из одного тона в другой. Живопись неоимпрессионистов создавала эффект «оптической смеси», т. е. зрительного впечатления, смешения цветов на сетчатке глаза.

Импрессионистические черты получили дальнейшее развитие в живописи постимпрессионистов — общее название течений в живописи конца XIX — начала XX вв., возникших во Франции как реакция на метод импрессионизма и противопоставивших ему поиски постоянных начал бытия и обобщающих синтетических живописных методов, склонность к декоративно-стилизующим и формальным приемам. К постимпрессионистам относят представителей неоимпрессионизма и группы «Наби», П. Сезанна, В. ван Гога, А. де Тулуз-Лотрека, П. Гогена.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)