Воздействие реформы на преподавание русского языка

Для методики преподавания русского языка важным результатом вышедших в 1932-1933 годах постановлений о школе стало появление новых программ и учебников.

Первым стабильным учебником по русскому языку была состоящая из двух частей «Грамматика», написанная А.Б. Шапиро, которому помогали в подборе упражнений A.B. Агапитова и А.Н. Соколов.

Данный учебник, по словам автора, в целом соответствовал программе 1933 года, а незначительные отступления от неё «…объясняются исключительно практическими соображениями, поскольку отсутствующие в программе сведения по фонетике (мягкие и твердые, глухие и звонкие согласные, ударные и безударные гласные) необходимы для систематического изложения курса грамматики, а также в качестве отправного материала для повторения начальных сведений по орфографии».

Этот учебник был положительно оценен педагогической общественностью, но при этом отмечалось недостаточное количество и — главное — разнообразие упражнений по грамматике и пра­вописанию, а также малый объем материала по развитию речи учащихся. Не вполне удобной была и композиция учебника, первый раздел которого содержал изложение теоретического материала, а второй — упражнения.

Подтвержденный в постановлении 1935 года курс на стабильность школьных учебников в условиях постоянно уточнявшихся программ приводил к различиям между требованиями программ и содержанием учебника. Изменения в программах, сделанные в 1935, 1936 и особенно в 1938 году, предопределяли изучение в школе отсутствующих в учебнике грамматических фактов, использование новых терминов, иной классификации второстепенных членов предложения, типов придаточных предложений и т.п. Таким образом, становилось все более необходимым восстановление соответствия между программой и учебником по русскому языку.

Методические основы нового учебника «Грамматика русского языка» были заложены в серии статей Г.Р. Тукумцева”, активная работа которого над учебником была прервана необоснованным арестом. В подготовке учебника принимал участие большой коллектив: в подборе упражнений авторам помогала группа опытных учителей и методистов (К.И. Васильковская, О.И. Ворченко, А.Д. Суздалев и др.), в редколлегию вошли крупнейшие советские языковеды и методисты — Д.Н. Ушаков, Л.B. Щерба, Р.И. Аванесов, Е.И. Кореневский.

Структура этой книги более близка к композиции современных школьных учебников. Для данного учебника характерно последовательное расположение разделов — синтаксическое введение, фонетика, словообразование, морфология, синтаксис (отсутствует лишь специальный раздел лексикологии); упражнения даются непосредственно после изложения теоретического материала. Показательно, что в этом учебнике большее внимания, чем в предыдущем, уделено подбору заданий по развитию речи учащихся;  правописание изучается параллельно с грамматикой. Новый учебник получил заслуженное признание учителей, методистов и языковедов, он стал по-настоящему стабильным и использовался с теми или иными изменениями в течение нескольких десятилетий.

Интересно
Последнее из серии постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам школы — «О педологических извращениях в системе наркомпросов» — вышло 4 июля 1936 года. В нем содержится резкая и преимущественно безосновательная критика педологии — научного направления, связанного с изучением воздействия на ребенка различных биологических, психологических и социальных факторов. Педологи специально не рассматривали проблемы преподавания русского языка, однако широко использовали анализ школьных изложений и сочинений, которые наряду с тестированием считались важнейшим источником сведений о личности ребенка1; подобные работы вносили заметный вклад в изучение устной и письменной речи учащихся.

Одним из результатов постановления о педологии стало резкое сокращение специальных школ для детей с отклонениями от нормального интеллектуального и психического развития, а также полная ликвидация образцовых школ, в которых ранее часто учились наиболее способные и развитые учащиеся, проявлявшие склонность к тому или другому учебному предмету; в то же время эти школы служили известным примером для учителей, показателем того, к чему следует стремиться. Если учесть также стремительное увеличение контингента семилетних и средних школ, сокращение отсева слабоуспевающих, то становятся понятными изменения в условиях работы педагогов. Таким образом, вновь проявилась тенденция к унификации форм организации учебных заведений, а также содержания, принципов и методов обучения.

В целом преобразования школы в 30-х годах направлены на создание одинаковых условий для всех учащихся, углубление общеобразовательной подготовки школьников, усиление личной ответственности учителей и учащихся за результаты своего труда.

Основным средством для достижения названных целей стала подробная регламентация всех сторон учебно-воспитательного процесса, стремление найти оптимальные методы и приемы обучения и сделать их обязательными для всех. Едва ли есть возможность однозначно оценить рассмотренные изменения: следует помнить о специфических условиях работы школы в предвоенное десятилетие.

Характерные для всей страны тенден­ции к централизации, ужесточению требований, регламентации и унификации не могли не отразиться на школе.

Лучшие советские педагоги даже в этот период стремились сделать все возможное для совершенствования процессов образования и воспитания молодежи, продолжить традиции отечественной школы. К сожалению, принятые в предвоенное десятилетие решения по вопросам школы долгое время выдавались за единственно возможные для нашей страны. Однако следует помнить, что полезное или во всяком случае допустимое в одних условиях при изменении ситуации способно превращаться в свою противоположность.

Ограничение возможностей для творческого поиска, излишняя унификация и регламентация всех сторон школьной жизни со временем превратились в тормоз для развития педагогики, вызвали застойные явления в теории и практике работы школы.

Учителя все более превращались в государственных чиновников, каждое слово которых было запрограммировано соответствующей инструкцией; решительно пресекались попытки творчески работающих учителей искать нестандартные приемы обучения и воспитания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)