Содержание постановлений о реформе школы

Началом реформы стало постановление ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе», принятое 25 августа 1931 года. В его констатирующей части отмечаются успехи в расширении школьной сети, в воспитательной работе и нерешенные проблемы в организации деятельности органов народного образования и педагогических коллективов школ.

Было определено, что главный недостаток «…заключается в том, что обучение в школе не дает достаточного объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно разрешает задачу подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук (физика, химия, математика, родной язык и др.). В силу этого политехнизация школы приобретает в ряде случаев формальный характер и не подготавливает детей как всесторонне развитых строителей социализма».

Таким образом, необходимость реформ мотивировалась главным образом недостаточной общеобразовательной подготовкой выпускников школ и особенно тех из них, кто продолжал образование в высших и средних специальных учебных заведениях.

В постановляющей части предлагается коренным образом пересмотреть учебные планы и программы школ, «…обеспечив в них точно очерченный круг систематизированных знаний (родной язык, математика, физика, химия, география, история)». Далее говорится о методах и приемах обучения и предлагается «развернуть решительную борьбу против легкомысленного методического прожектерства, насаждения в массовом масштабе методов, предварительно на практике не проверенных».

В заключительной части говорится о необходимости усилить научно-методическую работу, направленную на изучение и обобщение передового опыта учителей. Для помощи педагогическим коллективам в системе органов народного образования был образован институт инструкторов — впоследствии разрастающийся штат рай(гор)оно все более переходил от помощи учителям к их бюрократической опеке.

Таким образом, преобразование школы связывалось с установлением единого обязательного для всех учащихся объема знаний, умений и навыков к каждому учебному предмету, с определением оптимальных методов и приемов обучения, использование которых становилось обязательным во всех школах и находилось под все возрастающим контролем.

Интересно
При всей справедливости указаний на недостатки комплексных и проектных программ резкая критика «методического прожектерства» сужала диапазон творческих исканий педагогов, воздвигала серьезные препятствия на пути новых (возможно, более удачных) экспериментов. Как впоследствии оказалось, появление названного определения стало важной вехой в создании тоталитарной педагогики, препятствующей всякому свободомыслию и вольнодумству.

В разработанных в соответствии с постановлением «О начальной и средней школе» учебных планах школы было существенно увеличено время на преподавание русского языка. Этот факт свидетельствовал о том, что закончился длительный период недооценки роли родного языка как средства развития интеллекта учащихся, их патриотического и эстетического воспитания, как базы для формирования имеющих большое значение умений и навыков.

В этот период значительно изменилось и содержание программ по русскому языку: расширяется объем изучаемого материала по грамматике, а правописание, занимавшее в прежних программах скромное место среди других коммуникативных навыков, выделяется в специальный раздел.

Таким образом, практически восстанавливалось традиционное для отечественной методики соотношение трех важнейших частей школьного курса русского языка — грамматики, правописания и развития речи. Вместе с тем программа 1932 года была позднее охарактеризована как переходная. Она по существу завершала период «прожектерства», но одновременно открывала период систематического ознакомления учащихся со всеми разделами науки о русском языке и последовательного формирования у школьников навыков правописания.

Переходный характер этой программы отмечают многие специалисты, но в зависимости от идеологических позиций значительно варьируются обозначения как того этапа, который уходил в прошлое, так и того периода, который начинался с названной реформы.

С начала 1933 года обучение в фабрично-заводских семилетках и школах крестьянской молодежи велось по новому учебнику «Русский язык», созданному под редакцией Л.Д. Якубинского. В отличие от предшествующих пособий в нем содержалось систематическое изложение теоретического материала,
что знаменовало собой отход от метода «наблюдений над языком». Указанный учебник включал расширенный материал по правописанию, изучение которого предполагалось вести параллельно с работой по грамматике.

Процесс преобразования школы оказался сложным: подготовленные программы и учебники не в полной мере обеспечивали выполнение поставленных задач, учителя медленно переходили на использование рекомендуемых методов и приемов обучения.

Поэтому через год после начала реформы выходит постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме начальной и средней школы». В его констатирующей части отмечено, что предыдущее постановление выполнено не в полном объеме и уровень общеобразовательной подготовки учащихся продолжает оставаться недостаточным.

В постановляющей части предлагалось, еще раз вернуться к школьным программам: устранить перегрузку, усилить меж­предметные связи, шире отразить исторический и региональный материал. Специальное место в постановлении занимает вопрос о программе по родному языку, которая «…должна обеспечить усвоение действительно систематического и точно очерченного круга знаний, а также прочных навыков правильного чтения, письма и устной речи, введя в практику учебной работы учащихся самостоятельные письменные работы, грамматический разбор и т.п., как в классе, так и на дому».

Следствием этого указания стал кардинальный пересмотр программ по русскому языку с углублением материала по грамматике и особенно правописанию за счет отказа от изучения проблем возникновения, развития и функционирования языка и предусмотренного новыми учебными планами увеличения количества уроков русского языка. Все это позволило существенно повысить уровень лингвистической подготовки школьников.

Устойчивое стремление тоталитарного режима к регламентации всех сторон школьной жизни — важнейшая отличительная черта сталинской педагогики. В постановлении ЦК от 12 февраля 1933 года резко осуждалось многообразие существующих учебных пособий, особенно написанных в жанре «рабочих книг» и «рассыпных учебников», и предлагалось срочно подготовить к новому учебному году единые учебники традиционной формы. Такие книги должны были стать обобщением лучших достижений отечественной методики и в полной мере реализовать требование «систематически знакомить учащихся с осно­
вами наук». Предполагалось, что подготовленные ведущими учеными учебники станут стабильными: в будущем изменения в такой учебник могла вносить только коллегия Наркомпроса’.

Впоследствии и это требование показалось коммунистическим лидерам недостаточно строгим: с 1935 года изменения в стабильном учебнике можно было делать лишь с разрешения Центрального комитета партии и Совнаркома.

Опыт последующих десятилетий показал, что стабильность школьных учебников положительно сказывается на уровне подготовки школьников, тогда как поспешное их обновление нередко дает отрицательный эффект.

Исторический опыт подтверждает, что при работе над школьным учебником эволюционный подход всегда предпочтительнее внедрения в школьную практику не прошедших должной апробации учебных пособий.

Вместе с тем увеличение количества инстанций, утверждающих школьные учебники, часто не позволяло своевременно внести необходимые изменения, усиливался идеологический диктат над авторским коллективом, а важные для школы решения все чаще стали приниматься бюрократами, далекими от реальных потребностей просвещения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)