Лингвистические основы преподавания грамматики

20-е годы характеризовались в методике грамматики полным главенством формального направления, и споры шли по существу только между адептами «ультраформализма» (А.П. Боголепов, В.А. Малаховский, A.B. Миртов, А.И. Павлович, М.Н. Петерсон и др.) и сторонниками «умеренного формализма», к которому относят П.О. Афанасьева, H.H. Дурново, А.М. Пешковского, Д.Н. Ушакова и ряд других ученых. Впрочем, эти дискуссии носили иногда достаточно острый характер: так, А.М. Пешковский готов скорее оправдать в школе логическую грамматику, чем, казалось бы, более близкий ему ультраформализм:

«Среди существующих научных течений ультраформализм по отношению к школе занимает совершенно особое положение. Именно он находится в непримиримом противоречии с ее потребностями».

Подобные споры, разумеется, снижали авторитет формализма в целом, однако к началу 30-х годов формальный подход эксплицитно или имплицитно присутствовал в подавляющем большинстве методических публикаций, в том числе на страницах ведущего учебника по методике преподавания русского языка1; соответствующим образом грамматический материал был представлен также в школьных учебниках и методических разработках к ним.

Интересно
Перелом в отношении к лингвистическому формализму произошел в самом начале предвоенного десятилетия, когда заявили о себе пропагандисты «нового учения о языке» Н.Я. Марра (В.Б. Аптекарь, Т.А. Арцыбашева, И.И. Мещанинов, Е.Н. Петрова, Я.И. Рафаил и др.), а также сформировалась группа «Языковой фронт», находившаяся под сильным влиянием вульгарного социологизма и стремившаяся перенести основное внимание лингвистов на развитие и функционирование языка в раз­ личных социальных группах (К.А. Алавердов, Т.П. Ломтев и др.); одновременно стала более настойчивой критика формализма со стороны языковедов и методистов, продолжавших традиции логико-грамматического и психологического направлений.

Выступления против формальной школы шли параллельно по нескольким направлениям. Прежде всего противопоставлялась научная и школьная грамматика: так, некоторые ученые писали о том, что вполне оправданный в научной грамматике формальный подход слишком сложен для школьников, что при работе над правописанием во многих случаях полезнее опираться на традиционную классификацию частей речи и частей сложного предложения. Более близкий к традиционной грамматике умеренный формализм отвергался под предлогом его эклектизма, неспособности выработать у школьников стройные представления о морфологии, синтаксисе.

Более тяжелые обвинения предъявили марристы: они усмотрели в лингвистическом формализме связь с идеалистической философией и перешли к политической демагогии и требованиям запретить соответствующие публикации.

С.И. Колосов относил изучение формальной грамматики в школе к «прожектерским начинаниям, ведущим к антимарксистскому разрыву между формой и содержанием», Е.Н. Петрова называла формализм «лингвистикой буржуазного толка, чуждой советскому языкознанию и школе». Следует отметить, что марристы чрезвычайно широко использовали термин «формализм», применяя его как ярлык едва ли не ко всем своим противникам.

Полный разрыв с формализмом декларировала принятая в 1932 году программа для фабрично-заводских семилеток и школ крестьянской молодежи: «Старая грамматика, как формальная, так и логическая остается — подобно формальной логике в ее отношении к логике диалектической — в качестве снятого момента диалектико-материалистической грамматики», однако ниже отмечалось, что новая грамматика «еще не выработана до конца», что предполагало временное сохранение элементов прежней теории.

Соответствующий названной программе учебник под редакцией Л.П. Якубинского в освещении грамматичеких явлений носил эклектический характер — в нем причудливо соединялись марризм и умеренный формализм, логико-грамматические традиции и вульгарный социологизм.

Ведущую роль при подготовке программы 1932 года сыграла группа «Языковой фронт», которой пришлось вести бурные дискуссии с марристами и сторонниками традиционного языкознания. По свидетельству К.А. Алавердова, «некоторые товарищи, сторонники так называемого нового учения о языке (Е. Петрова, Г. Якубинский), пытались насытить программу “историзмом вплоть до кроманьонского человека”, включить в нее такие факты, как происхождение различных грамматических категорий (частей речи, рода, числа и т.п.), учение о стадиальности в развитии синтаксических конструкций и т.д.».

Такой подход автор называет «левачеством», тогда как позицию П.П. Блонского, предлагавшего включить в программу главным образом то, что необходимо для формирования орфографических навыков, — «игнорированием социальной значимости грамматики» и «правым оппортунизмом». Последний ярлык оказался и на сторонниках умеренного формализма за их «эклектическое соединение формальной и логической грамматики».

Отметим, что взаимные идеологические обвинения впоследствии послужили своего рода основанием для репрессий: многие широко известные педагоги были в 30-х годах арестованы, подвергнуты идеологическим «проработкам» и изгнаны с работы.

Главное достоинство программы для фабрично-заводских  семилеток и школ крестьянской молодежи — это, разумеется, не отказ от традиционного подхода к рассмотрению ряда грамматических понятий, а существенное расширение теоретического материала, его систематизация, параллельное изучение грамматики и правописания, хотя едва ли можно положительно оценить включение в программу таких разделов, как «Особенности языка пролетариата и буржуазии», «Словарь и синтаксис пореволюционной эпохи».

Основной недостаток рассматриваемой программы — вульгарный социологизм, примером которого может служить следующее определение:

«Предложение есть организованная единица сообщения, отражающая через классовое сознание объективную действительность».

Интересно проследить аргументы в пользу такого определения, изложенные в специальной статье А.М. Смирнова-Кутачевского. Прежде всего отметаются все старые определения предложения, «отличающиеся бедностью и скудостью мысли», отсутствием классового подхода и формализмом, якобы проявляющемся при обращении к интонации и предикативной основе. Далее говорится о том, что неопытный человек может не заметить отражения классового сознания в небольшом предложении, вырванном из контекста, но если взять высказывание побольше — там классовость очевидна .

Вместе с тем в программе и комментирующей ее статье нет каких-либо указаний на то, чем отдельное предложение отличается от словосочетания или группы предложений, где по логике авторов также должно отражаться классовое сознание.

Интересно
Вполне закономерно, что рассматриваемая программа не могла в полной мере соответствовать требованиям школы и постановление Центрального Комитета ВКП(б) от 25 августа 1932  года только ускорило ее пересмотр, направленный на расширение круга обязательных сведений по русскому языку, создание условий для формирования прочных навыков анализа языкового материала, развитие устной и письменной речи.

Программа 1933 года была в значительной степени углублена, освобождена от некоторых крайностей вульгарного социологизма, хотя ее содержание свидетельствует об установках создателей на марризм, отнюдь не чуждый политическим спекуляциям. Влиянием «Нового учения о языке» объясняется и тот факт, что в каждом классе предполагалось параллельно изучать морфологию и синтаксис, причем приоритет отдавался послед­ нему. Вопреки теориям фортунатовской школы в число частей речи были включены местоимения и числительные, не имеющие, как известно, ярких формальных признаков.

«Новое учение о языке» было обращено преимущественно к общим и историческим проблемам лингвистики, а поэтому его установки мало сказывались на конкретном описании грамматического материала в школе. Автор первого стабильного учебника А.Б. Шапиро, несмотря на постоянные ссылки в своих методических публикациях на Н.Я. Марра, при изложении теории грамматики в одних случаях склоняется к умеренному формализму, в других — следует традициям логико-грамматического направления.

Например, при классификации сложных предложений он подходит к бессоюзным предложениям как к сложно­ сочиненным или сложноподчиненным с опущенными союзами, то есть полностью следует традициям логических грамматик, однако при классификации сложноподчиненных предложений начинает с разграничения предложений, соединяемых союзами и союзными словами, а это уже типичное следствие влияния формальной школы. Подобная двойственность теоретических позиций давала основания для серьезной критики учебника и в конечном итоге способствовала его скорой замене.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)