Виды организационных мероприятий в преподавании русского языка

С началом реформы школы проблемы правописания оказались в центре внимания руководителей народного образования, учителей, методистов. Вопрос об орфографической и пунктуационной грамотности учащихся ставился в повестку дня заседаний ряда областных и городских комитетов партии, обсуждался на пленуме ЦК ВЛКСМ, по итогам проверки навыков правописания был издан целый ряд приказов по Наркомпросу, обеспечивших проведение важных организационных мероприятий.

Интересно
Усиление внимания к преподаванию родного языка выразилось прежде всего в том, что с 1931 по 1941 год количество недельных уроков русского языка и литературы увеличилось в средних и старших классах с 24 до 39. Более того, в 1935 году Наркомпрос обязал директоров организовывать дополнительные занятия по русскому языку вне сетки учебных часов, а также вместо предметов, по которым временно отсутствуют учителя или нет необходимой материальной базы.

После отмены в школе преподавания труда (1937 год) освободившиеся часы были переданы на уроки русского языка и математики. В основании приказа Наркомпроса от 3 марта 1936 года директора школ были обязаны освободить учителей русского языка от всех поручений, не связанных с их специальностью. Соответственно словесникам было предложено усилить индивидуальную работу с отстающими, постоянно контролировать внеклассное чтение учащихся, увеличить число проверяемых письменных работ, шире практиковать дополнительные занятия.

В руководящих документах Наркомпроса постоянно подчеркивалась важность поддержания «единого орфографического режима» в школе.

В связи с этим все учителя-предметники были обязаны следить за соблюдением норм правописания в тетрадях учеников по своим предметам.

Одновременно велась борьба с многописанием — во избежание торопливости, небрежности, невнимательности школьников рекомендовалось ограничить объем записей в тетрадях а учителям следить за их ведением (аккуратность, типовое оформление записей, правописание и т.п.); стало правилом, что учителя-предметники отвечают за знание учащимися правописания терминов соответствующих наук.

Директорам школ, завучам, учителям-словесникам было предложено систематически следить за грамотностью и оформлением всех появляющихся в школе объявлений, лозунгов, стенных газет, а также подготовленных учителями планов, отчетов, конспектов и т.п. Таким образом, в борьбу за грамотность учащихся вовлекался весь педагогический коллектив школы.

В соответствии с руководящими документами Наркомпроса в школах начиналась систематическая работа по повышению грамотности самих учителей. Специальные проверки показали, что многие учителя математики, химии, физики и биологии не способны активно участвовать в поддержании единого орфографического режима по той простой причине, что сами нетвердо владеют навыками правописания1. Одновременно активно велась борьба за повышение общей речевой культуры учителей и учащихся.

Рекомендовалось обращать особое внимание на соблюдение орфоэпических норм, предупреждение диалектных ошибок, стилистически оправданное использование образных средств, штампов, разговорной лексики и т.п. Постепенно создавались предпосылки для перехода от единого орфографического к единому речевому режиму.

В соответствии с решениями партийных и государственных органов в программах 1933 года активная работа над правописанием предусматривалась с I по X класс, одновременно было существенно увеличено количество изучаемых правил, учтена необходимость наличия соответствующей лингвистической основы для осознанного усвоения орфографии и пунктуации. В последующих программах объем материала по правописанию последовательно увеличивался, и, хотя в учебном плане 1938 года уроки русского языка в ѴІІІ-Х классах были отменены, в программе специально оговаривалась необходимость продолжения работы над правописанием на уроках литературы.

Стабильные учебники А.Б. Шапиро и С.Г. Бархударова, в отличие от рабочих книг предшествующего десятилетия, включали большой теоретический материал по правописанию и содержали соответствующие упражнения.

Положительную роль сыграло также издание орфографического словаря для учащихся, увеличение объема и тиража журнала «Русский язык в школе», появление ряда сборников упражнений по правописанию и грамматике, сборников диктантов и текстов для изложений, орфографических таблиц и других дидактических материалов.

Вместе с тем потребности в учебной литературе удовлетворялись не в полной мере: хотя после постановления ЦК ВКП(б) от 7 августа 1935 года положение с учебниками улучшилось, по-прежнему ощущалась нехватка словарей и справочников для учителей и учащихся, методической литературы, печатного раздаточного материала, таблиц и т.п. Все это в той или иной мере препятствовало интенсификации работы по формированию у школьников умений и устойчивых навыков правописания.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)