Внутренняя политика Екатерины II в 1760-х – нач. 1770-х гг.

Дискуссионным вопросом историографии является периодизация екатерининского царствования. Традиционная историография делит его на два периода: либеральный (до восстания под предводительством Е. И. Пугачева) и реакционный (после восстания).

Однако в современной историографии политика Екатерины II рассматривается как целостная, хотя и характеризующаяся при этом компромиссами, тактикой постепенности преобразований, их коррекции в соответствии с политическими реалиями. Основу политической программы Екатерины II составили идеи французского Просвещения, развивавшие положения философов-рационалистов конца XVII – начала XVIII вв.

Однако императрицей, трезво соотносившей европейский опыт с российскими реалиями и традициями, эти идеи использовались выборочно. Исключительное влияние на нее оказали труды Ш. Монтескье и его идея о трех видах правления – республике, монархии и деспотии. Екатерина была убеждена, что для огромной России приемлема лишь монархическая форма власти.

Роль монарха она видела, прежде всего, в создании «фундаментальных», то есть постоянно действующих законов, охватывающих все важнейшие сферы жизни и обеспечивающих таким образом правовую защиту населения, определяющих статус, права и привилегии всех его групп.

Важнейшей целью политики становилась выработка законодательства о статусе отдельных сословий и конструирование на этой основе полноценной сословной структуры общества западноевропейского типа.

Другой политической целью провозглашалось «воспитание» подданных путем их просвещения, в том числе созданием системы образовательных учреждений. Таким образом, в отличие от петровского времени, каждый подданный рассматривался не просто как составной элемент государственной машины, принуждаемый работать на «общее благо», но как член общества, сознательно исполняющий свой долг по отношению к государству.

Российская императрица хотела создать о себе в Европе представление как о мудром и просвещенном монархе. Ею принимались меры по сохранению народонаселения, вызывались немецкие доктора, открывались аптеки и больницы, вводилось оспопрививание. В 1763 г. была учреждена Медицинская коллегия. Екатерина II, в отличие от своих предшественников, активно участвовала в решении важнейших государственных и политических вопросов, сама писала проекты законов и указов, занималась литературной деятельностью, издавала журнал «Всякая всячина».

В первые годы своего правления Екатерина II не чувствовала себя на престоле достаточно уверенно. Среди части вельмож и дворянства существовало мнение, что больше прав на престол имели ее сын Павел Петрович либо свергнутый император Иван Антонович. В 1764 г. подпоручиком Смоленского полка В. Я. Мировичем была предпринята попытка освобождения из Шлиссельбургской крепости заключенного там 23-летнего Ивана Антоновича. Но переворот не удался. Иван Антонович был убит караулом крепости, а В. Я. Мировича арестовали, вскоре он был казнен.

На протяжении своего правления Екатерина неоднократно предпринимала путешествия по России с целью лучше узнать страну. Так, в 1767 г. она совершила путь по Волге от Твери до Симбирска, посетила Ярославль, Кострому, Нижний Новгород и другие города. Екатерина II считала, что законы создаются «для воспитания граждан», поэтому большое внимание она уделяла законодательству.

Интересно
В первые годы своего правления императрица издавала в среднем по 22 законодательных акта в месяц. Одним из первых крупных преобразований Екатерины II было разделение Сената на шесть департаментов. Главами пяти департаментов являлись обер-прокуроры, главой Сената и первого департамента – генералпрокурор, лично докладывающий о положении дел императрице. Первый департамент отвечал за контроль над политическими и государственными делами в Санкт-Петербурге.

Второй контролировал судебные дела в столице. Третий осуществлял надзор над образованием, медициной, искусством, научной и транспортной деятельностью. Четвертый отвечал за военно-морскую и военносухопутную отрасли. Пятый рассматривал политические и государственные дела в Москве.

Шестой выполнял судебные функции в Москве. Реформа Сената способствовала совершенствованию управления страной, но при этом Сенат был лишен законодательной функции и превращался в исполнительный орган. Законодательство все более переходило в сферу деятельности самой императрицы.

В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. В почетную отставку был отправлен последний гетман К. Г. Разумовский. Автономия Украины была ликвидирована, ею управлял назначаемый императрицей генерал-губернатор.

Интересно
Важной составной частью политики «просвещенного абсолютизма» была передача в государственное управление монастырских и церковных имений (секуляризация). Европейские революции расправлялись с церковными земельными владениями, конфискуя или национализируя их. Приобщались к этому и «просвещенные монархи», закрывая различные монашеские ордена, проводя секуляризацию церковных имуществ
.

Подготовка секуляризации была начата в конце 50-х гг. XVIII в., а при Петре III был издан и указ о передаче в ведомство Коллегии экономии монастырских и церковных владений. После переворота 28 июня 1762 г. Екатерина II поначалу приостановила реализацию этого указа. Однако отмена секуляризации вызвала вспышку волнений монастырских крестьян.

К тому же оплот монархии – дворянство – весьма сочувственно относилось к идее секуляризации, видя в этом пополнение запаса казенных земель для новых пожалований. Уже через три недели после отмены указа Петра императрица создает специальную комиссию для решения вопроса о церковном землевладении.

Итогом работы комиссии стал Манифест о секуляризации, подписанный 8 марта 1764 г. Секуляризация при Екатерине II означала, что почти 9 млн га земли, принадлежавших Синоду и монастырям, теперь будут находиться в распоряжении Коллегии экономии.

Крестьяне, обрабатывающие эти территории (их насчитывалось около 1 млн. душ мужского пола), тоже переходили в руки государства и облагались подушным окладом в размере 1,5 руб. Треть этих денег отпускалась на содержание церквей и монастырей, часть планировалось тратить на содержание госпиталей, остальное же уходило в казну.

Результатом реформы было сокращение числа монастырей (в Великороссии с 954 до 387) и монашествующих (с 12 тыс. до 5 тыс.). Оставшиеся обители были разделены на 3 класса, в зависимости от которого определялось число послушников и денежное содержание. Этих денег часто не хватало.

Церковная реформа Екатерины II привела к тому, что многие монастыри обеднели и были заброшены. Церковь потеряла не только имущество, но и право управлять имениями и приходами.

Церковная реформа при Екатерине II почти не встретила противостояния со стороны духовенства. Единственным, кто осмелился открыто выступить против секуляризации церковных земель, стал митрополит Арсений Мацеевич. Он не раз подавал в Синод протесты против изымания церковных имений, угрожал анафемой «обидчикам монастырей и церквей». В результате он был объявлен преступником и до скончания своих дней был заключен в Ревельскую крепость.

Но самым крупным мероприятием Екатерины II в первое десятилетие ее правления был созыв Комиссии для составления проекта нового Уложения. Созыв Комиссии был обусловлен необходимостью кодификации законов, так как действовавшее Соборное Уложение 1649 г. устарело и, начиная с Петра I, дополнялось множеством новых законов. Выборы депутатов Комиссии носили сословный характер.

Дворяне выбирали депутатов от каждого уезда, горожане – одного депутата от города. Духовенство представлял один депутат от Синода, а правительство направляло по одному депутату от каждого государственного органа. В Комиссии были депутаты от казачества и от «инородцев».

Крестьянство представляли только государственные крестьяне. Ни помещичьи, ни экономические крестьяне в выборах не участвовали. Процедура выборов депутатов предусматривала составление письменных наказов от их избирателей.

В итоге в Комиссию было подано около 1,5 тыс. наказов от дворян, горожан (купечества), крестьян. Этот огромный материал практического применения в работе «Комиссии об Уложении» не нашел, хотя он в известной мере отражал требования и устремления сословий тогдашнего общества. Некоторые дворянские депутаты являлись с пустыми руками, заявляя, что они всем довольны.

В качестве руководящего документа Комиссии Екатериной II был подготовлен «Наказ», являвшийся теоретическим обоснованием политики просвещенного абсолютизма. «Наказ» исходил из того, что верховная власть «сотворена для народа», но она, по мнению императрицы, может быть только самодержавной. Равенство людей понималось как право каждого сословия обладать дарованными ему правами: для дворян свои установления, для крепостных – свои. В «Наказе» утверждалось, что только суд может признать человека виновным. Таким образом, впервые в России, хотя и в сословной интерпретации, в законодательство вводилось понятие презумпции невиновности.

Уложенная Комиссия начала свою работу летом 1767 г. в Грановитой палате Московского Кремля. Председателем («маршалом») Комиссии был назначен костромской дворянин А. И. Бибиков.

По прочтении «Наказа» в торжественной обстановке депутаты преподнесли императрице титул «Великой и Премудрой Матери Отечества». Государыня приняла лишь титул «Матери Отечества», что было, однако, вполне достаточно для легитимности императрицы, оказавшейся на троне в результате дворцового переворота.

Центральным в работе комиссии стал крестьянский вопрос. Помещики жаловались на массовое бегство и «непослушание» крестьян, требуя принятия решительных мер. Но некоторые дворянские депутаты выступили с резкой критикой крепостнической системы.

Наиболее радикальным было выступление депутата от Козловского уезда Г. Коробьина. Коробьин заявил, что причиной недовольства крестьян являются сами помещики. Он предложил регламентировать повинности крестьян, а также разрешить им иметь недвижимую собственность.

Однодворец А. Маслов предложил передать крепостных крестьян в особую коллегию, которая выплачивала бы из крестьянских податей жалование помещику. По сути это означало освобождение крестьян от власти помещиков. Критика отдельных сторон крепостничества звучала также в выступлениях дворянина Я. Козельского, крестьян И. Чупрова и И. Жеребцова, казаков А. Алейникова и И. Падурова.

Но подавляющее большинство дворянских депутатов настаивало на сохранении существующих порядков. Дворянство требовало исключительного права владеть крестьянами, землями и недрами, добивалось своей сословной политической организации, передачи местной администрации в руки дворянства и т. д.

Защитником крепостнической системы был ярославский дворянин, историк, князь М. М. Щербатов. Депутаты от городов (в основном купцы) требовали расширить права купечества, оградить купцов от конкуренции торгующих дворян. Работа Уложенной комиссии продолжалась более года, но практических результатов не имела. Новое уложение так и не было выработано. Всего было проведено 204 общих собрания. Но в январе 1769 г. работа Комиссии была приостановлена под предлогом начала войны с Турцией (1768 г.).

После роспуска общих собраний продолжали действовать частные комиссии (до 1773 г.). Окончательно прекратилась работа Комиссии на основании указа, вышедшего 4 декабря 1774 г.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)