Внутренняя образовательная среда школы

Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека. Современные школьники стали более информированными, общительными, открытыми. Им необходима динамично изменяющаяся образовательная среда. Визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть для них более значимую роль, что еще более усложняет проблему соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором ребенок ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, расширился до всей планеты. Произошел фундаментальный сдвиг и в системе ценностей.

В этой ситуации личностноориентированная образовательная среда позволяет обеспечить детям возможность удовлетворения (и развития) потребностей:

  • в безопасности;
  • в усвоении этических норм и правил;
  • в любви и признании, общественном одобрении;
  • в труде, значимой деятельности;
  • в самопознании, познавательной потребности.

Содержание понятия «образовательная среда», как и понятия «школьная образовательная среда», определяется подходами к толкованию понятия «образование», представлениями о целях и задачах образовательного процесса.

Это такие подходы, как:

  • культурнообщественный подход (В.И. Слободчиков, С.В. Тарасов, Н.В. Крылова): образовательная среда — это механизм развития ребенка. Ее истоки — предметности культуры и общества. «Эти два полюса — предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека — в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной средыиеесостав»;
  • социальный подход (К. Маклафин): образовательная среда — это социальная система, элементами которой являются эмоциональный климат, личностное благополучие, особенности микрокультуры, качества воспитательного процесса;
  • организационный подход (американские исследователи): солидарность представлений учителей о своем профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как с коллегами, так и с учащимися, поддержка автономной инициативы учителей администрацией школы;
  • информационный подход (М.И. Башмаков, С.И. Поздняков, П.А. Резник): психолого-педагогические условия образовательной среды — это система средств общения с человеческим знанием, служащих для хранения, структурирования и представления информации, составляющей содержание накопленного знания, для ее передачи, переработки и обогащения;
  • экологопсихологический подход (В.А. Климов, В.А. Ясвин и др.): система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении;
  • системно-синергетический подход(А.И.Бочкарев,Н.В.Груздева): образовательная среда – целостное системносинергетически организованное пространство взаимодействия участников образовательного процесса с социокультурным и социоприродным окружением, позволяющее раскрыть индивидуальность человека.

«Под синергетической средой в образовательной сфере, – пишет А.И. Бочкарев, — мы понимаем совокупность новых материальных и духовных условий в открытой неравновесной педагогической системе, в которой за счет кооперативного взаимодействия обучающих и обучаемых на основе принципов синергетики возникает нелинейный резонансный эффект усиления малых познавательных воздействий, способствующий согласованию темпов и уровней развития обучаемых, возникновению качественно нового уровня образования и становления творческой личности». В такой среде, как при эпидемии, трудно не «заразиться» тягой к знаниям, поскольку синергетическая среда работает как единый живой организм в его стремлении к устойчивости.

Анализ различных подходов к вопросу об образовательной среде показывает, что это не что иное, как конкретная среда школы, детского сада вуза и т. д. Образовательная среда составляет совокупность материальных и пространственно-предметных факторов, социальных компонентов, межличностных отношений.

Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды. В то же время люди организовывают, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие. Такую среду можно считать внутренней образовательной средой школы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)