Виды военной безопасности и их правовая характеристика

При изучении проблем и организации обеспечения военной безопасности важное значение приобретает ее структурная классификация, которая носит условный характер и преследует прежде всего научные и практические цели.

Национальная безопасность подразделяется на два типа — внутреннюю и внешнюю безопасность — в зависимости от местонахождения источника опасности. В основе такого деления лежат территориальные границы между государствами. Деление на внутреннюю и внешнюю безопасность необходимо для того, чтобы использовать специальные методы, формы и средства, которые применимы для конкретного типа безопасности. Это должно учитываться при обеспечении военной безопасности государства.

В зависимости от границ зарождения военных опасностей и угроз, направленности противодействия этим угрозам и специальных методов, форм средств, которые их предотвращают, нейтрализуют и локализуют, условно можно разделить военную безопасность государства на внешнюю (международную) и внутреннюю (оборонную).

Внешняя (международная) военная безопасность характеризуется таким состоянием международных отношений, при котором исключаются угрозы миру, нарушение мира и акты агрессии в какой бы то ни было форме, а отношения между государствами строятся на нормах и общепризнанных принципах международного права.

В современных условиях объективно требуется объединение усилий всех государств для решения проблем международной военной безопасности. В условиях современной ядерной эры невозможно обеспечить собственную военную безопасность за счет снижения уровня безопасности других стран.

Одним из важных способов обеспечения военной безопасности является достижение определенного баланса своих интересов и интересов других стран, определенного компромисса в рамках международной военной безопасности. Исходя из этого можно выделить три вида международной военной безопасности: глобальную военную безопасность, региональную военную безопасность и коллективную военную безопасность.

Глобальная военная безопасность представляет собой защищенность системы взаимоотношений всего мирового сообщества от военных угроз и дестабилизации обстановки, кризисов, вооруженных конфликтов и войн мирового масштаба.

Региональная военная безопасность — это защищенность системы взаимоотношений государств того или иного региона от военных угроз и дестабилизации обстановки, кризисов, вооруженных конфликтов и войн регионального масштаба.

Коллективная военная безопасность — это защищенность интересов союза (блока) государств от военных угроз, гарантируемая взаимопомощью, сотрудничеством в военной сфере и коллективными действиями по предотвращению и отражению агрессии.

Важнейшими принципами международной военной безопасности являются принцип равенства и одинаковой безопасности, а также принцип ненанесения ущерба ничьей безопасности в отношениях между государствами.

Существует целый комплекс международно-правовых средств обеспечения международной военной безопасности. Он включает в себя, в частности: мирные средства разрешения международных споров; системы коллективной безопасности (универсальную и региональные); меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению; неприсоединение и нейтралитет; меры доверия.

Внутренняя (оборонная) военная безопасность страны зависит от конструктивного разрешения возникающих внутри страны экономических, политических и социальных проблем, достижения гражданского согласия. Внутренняя военная безопасность представляет собой защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних военных угроз, а также угроз в оборонной сфере (проблемы оборонной инфраструктуры, обеспечения мобилизационной готовности экономики и формирования государственных мобилизационных ресурсов).

Жизненно важные интересы объектов обеспечения военной безопасности подвергаются воздействию различных угроз, поэтому особую практическую значимость имеет классификация видов военной безопасности по сферам обеспечения, в которых проявляются эти угрозы. В подобной классификации можно выделить пять видов военной безопасности, которые, в свою очередь, можно разделить на более мелкие виды безопасности по конкретным сферам обеспечения военной безопасности.

Можно классифицировать военную безопасность в зависимости от сфер обеспечения на следующие виды: военно-политическая безопасность; военно-экономическая безопасность; военно-технологическая безопасность; военно-социальная безопасность; военно-информационная безопасность.

Военно-политическая безопасность. Содержание и масштаб военного строительства, характер военной политики России определяются не наличием или отсутствием у нее противников в данный момент (соответствующие оценки всегда носят ситуационный и во многом субъективный характер), а признанием того, что у России есть национальные интересы и ценности, которыми она не может поступиться из стремления избежать войны (вооруженного конфликта) и которые она должна уметь защитить.

В вопросах военно-политической безопасности России необходимо рассчитывать не только на добрую волю других, но и на свою способность заставить других считаться с собой, признать и уважать российские национальные интересы в мире.

Для обоснования предметного содержания всех структурных элементов военной безопасности должны быть сначала сформулированы политические ситуации, которые потребуют использования военного насилия, а затем — официальная, законодательно закрепленная позиция руководства страны по использованию военного насилия.

Политический компонент военной безопасности раскрывает суть военной безопасности и определяет спектр тех противоречий, которые необходимо разрешать военными средствами в различных формах (демарш, демонстрация силы и флага государства, угроза использования вооруженного насилия, вооруженное насилие и т. д.) и тем самым нормативно фиксировать критерии использования вооруженных сил страны, уровень их подготовленности, структуру, дислокацию, инфраструктуру, содержание, виды и формы подготовки, состояния готовности и т. д.

Главный смысл и цель военной политики — обеспечение военной безопасности, защита мира и предотвращение войны. Такое состояние достигается комплексом политико-дипломатических, международно-правовых, торгово-экономических, информационных, идеологических, чисто военных и иных усилий.

Поэтому неотъемлемой и обязательной частью указанной политики является военная деятельность государства. Она может быть превентивной и ответной, иметь разные формы и объем, характер и направленность, включать в себя разоружение и вооружение, сотрудничество и конфронтацию, защиту и нападение.

Но в данном случае военно-политический фактор выступает в качестве одной из сторон более широкой системы безопасности. Разработка и осуществление политических решений в военной сфере должны быть результатом равноправного диалога политических и военных деятелей, институтов гражданского общества.

При этом, однако, нельзя допускать, чтобы предметом политических дискуссий становились сугубо профессиональные вопросы, относящиеся к внутренней компетенции военного руководства, такие как видовая структура вооруженных сил, состав и дислокация стратегических группировок, бригадная или полковая, дивизионная или корпусная организация войск и т. п.

Исходя из вышесказанного, военно-политическая безопасность — это защищенность жизненно важных интересов государства в военно-политической сфере и способность государственных институтов власти на основе системы официальных взглядов и направлений межгосударственной и внутригосударственной деятельности использовать возможности, заложенные в политической системе общества (государственных, политических и общественных организациях, политических отношениях и т. п.), для проведения внутренней и внешней политики по решению вопросов, возникающих в связи с военной угрозой развитию личности, общества и государства в соответствии с их интересами.

Военно-экономическая безопасность. В научной литературе даются различные определения военно-экономической безопасности. В.В. Борисов и Р.А. Фарамазян отмечают, что военно-экономическая безопасность тесно связана с собственно военной безопасностью, составляя с ней единое целое, выступая в качестве ее подэлемента.

А.В. Пискунов подчеркивает, что военно-экономическая безопасность — это состояние военного сектора экономики, которое гарантирует его устойчивое функционирование в период вооруженного противоборства и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей на уровне разумной достаточности.

М.С. Сурков характеризует военно-экономическую безопасность как состояние защищенности военного сектора экономики, при котором обеспечивается удовлетворение военно-экономических потребностей государства в условиях воздействия военных угроз и существующих в мирное время угроз в сфере военной экономики.

В широком плане военно-экономическую безопасность можно рассматривать как способность военной экономики устойчиво поддерживать необходимую военную мощь и реализовывать военно-экономический потенциал в условиях воздействия военных угроз и существующих в мирное время угроз в сфере военной экономики.

Вместе с тем выделение военно-экономической безопасности в самостоятельную категорию предполагает выделение групп внутрисистемных показателей, характеризующих состояние и тенденции развития военной экономики, и надсистемных показателей, в которые показатели военной экономики входят своими составными частями.

Основополагающим показателем, характеризующим военно-экономическую безопасность государства, является допустимый уровень расходов на оборону и содержание военной организации государства, определяемый их долей в ВВП (уровень ежегодного финансирования военной организации государства).

Важным показателем военно-экономической безопасности является соотношение расходов на содержание военной организации (денежное довольствие, продовольственное и вещевое обеспечение военнослужащих, расходы на оплату горючего, транспорта и коммунальные расходы) и на ее техническое оснащение (НИОКР, закупки вооружения и военной техники, ремонт и капитальное строительство). Такой показатель называют долей расходов на содержание Вооруженных Сил.

Следующим показателем военно-экономической безопасности является численность вооруженных сил. Еще в 1858 г. известный генерал от инфантерии Н.Н. Обручев справедливо обращал внимание на то, что если государство, обязанное заботиться о развитии всех сторон своей жизни, имея средства на содержание только 50000 войска, сформирует себе армию в 100000 и будет долго упорствовать в этой цифре, то неминуемо придет к одному из следующих результатов:

  • или, при цветущей военной стороне, все прочие начала его жизни начнут глохнуть;
  • или армия его, где каждые два человека будут жить содержанием, достаточным лишь для одного солдата, подвергнется всевозможным лишениям, будет заваливать госпитали, терпеть большую смертность, опустится в нравственном отношении и вообще сделается непрочною, недоброкачественною; или же
  • если государство, не соображаясь с своими средствами, не будет ни в чем ограничивать своих расходов, оно быстро войдет в долги, по которым не в состоянии будет платить процентов, уронит свой кредит и постоянными дефицитами так расстроит свою финансовую систему, что не в силах будет содержать даже и небольшую армию». Эти слова не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Названые выше показатели военно-экономической безопасности могут быть объединены в комплексный показатель — удельное ресурсообеспечение — доля бюджетных расходов на одного военнослужащего. Его численное значение определяется как отношение фактического уровня к максимальному (нормативному), характерному для развитых государств.

Близким к нему является показатель удельных расходов на техническое оснащение — доля расходов военного бюджета на техническое оснащение войск, отнесенная к одному военнослужащему. Данный показатель совпадает с показателем «удельное ресурсообеспечение» в случае достижения оптимального соотношения между расходами на содержание вооруженных сил и их техническое оснащение.

К показателям военно-экономической безопасности относится также мобилизационная готовность военной организации государства, которая определяется соотношением фактических и нормативных мобилизационных ресурсов. Реальное состояние военной экономики и финансирования строительства Вооруженных Сил и оборонно-промышленного комплекса в современных условиях требует корректировки нормативных уровней мобилизационной готовности.

Военно-экономическая безопасность также характеризуется состоянием научно-производственной и технологической базы оборонно-промышленного комплекса (ОПК), уровнем финансирования НИОКР и закупок, мобилизационной готовностью, а также удельным ресурсообеспечением ОПК. Данные показатели вытекают из требований Военной доктрины Российской Федерации.

Мобилизационная готовность ОПК относится к показателям военно-экономической безопасности и основывается на следующих оценках: степень подготовки системы управления экономикой к устойчивому функционированию в период перевода ее на работу в условиях военного положения и в военное время; эффективность функционирования системы мобилизационной подготовки органов государственной власти, а также организаций и предприятий, имеющих мобилизационные задания; уровень развития потребных мобилизационных мощностей и объектов; наличие и состояние запасов материальных ресурсов в мобилизационном и государственном резервах как отношение фактического уровня накопленных мобилизационных ресурсов ОПК к их нормативному уровню.

Удельное ресурсообеспечение ОПК определяется как отношение фактического значения расходов на одного работника к нормативному уровню с учетом показателя конверсии предприятий.

Таким образом, обобщенный показатель военной безопасности оценивается как взвешенная сумма удельных показателей военной безопасности и частных показателей военно-экономической безопасности.

Военно-технологическая безопасность. Особое место занимает показатель состояния технологической базы оборонно-промышленного комплекса, так как от развития ключевых технологий зависит качество вооружения и военной техники, а также эффективность его использования в критических ситуациях.

В связи с этим, по мнению автора, правомочно введение термина «военно-технологическая безопасность» как частного показателя военной и военно-экономической безопасности государства, определяющего уровень потенциальных возможностей развития ключевых технологий в оборонных отраслях промышленности государства, занятых разработкой и поставкой основных видов вооружения и военной техники.

Наиболее доступными для оценки показателя военно-технологической безопасности представляются уровни финансирования ключевых технологий.

Уровень военного производства в период между 1998 и 2000 гг. почти удвоился и достиг показателя, соответствующего 18,7% объема выпуска военной продукции Советского Союза в 1991 г.; последние годы государственный оборонный заказ финансируется примерно в запланированных объемах, идет погашение долгов предприятиям за выполненные работы по оборонному заказу; объем финансирования НИОКР в 2001 г. увеличен на 43%, в 2002 г. — на 40%. Соотношение военных расходов на содержание войск и на их развитие, составлявшее прежде 70 и 30%, составило в 2001 г. соответственно 56 и 44% и согласно планам к 2006 г. должно составить 50 на 50%.

 

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)