Военное право Великобритании

Военное законодательство. В Конституции Великобритании, не представляющей единого правового акта, а состоящей из различных правовых форм, вопросы защиты государства закреплены в специальных законах (статутах), например, в законах 1920 г. и 1964 г. о чрезвычайном положении и др.

Правовое обеспечение военной безопасности. Национальные интересы Великобритании представляют совокупность внешних и внутренних интересов страны различной приоритетности. Во внешнем плане они распространяются на 14 территорий, которые Великобритания считает зависимыми.

Национальные интересы включают в себя заботу о соотечественниках, проживающих за рубежом. Особое место отводится национальным интересам в сфере торговли и инвестиций, безопасной транспортировки морских грузов, поставки сырья из других стран.

Целью политики обеспечения национальной безопасности Великобритании является сохранение свободы и территориальной целостности Соединенного Королевства и его зависимых территорий, а также способность отстаивать свои национальные интересы внутри страны и за ее пределами. Данная цель предусматривает следующие направления политики обеспечения безопасности:

— оказание помощи там, где это необходимо, в поддержании законности на территории Соединенного Королевства и его зависимых территориях;

— уменьшение опасности внешней агрессии Великобритании, ее зависимым территориям или ее жизненным национальным интересам;

— оказание содействия международным усилиям в пользу свободы и демократических институтов, а также открытых свободных отношений, усилий, которые позволяют людям во всем мире обеспечивать и увеличивать свое благосостояние;

— забота о материальном благосостоянии своих граждан;

— поддержание конкурентоспособности экономики страны.

Национальные интересы Великобритании в максимальной степени обеспечиваются использованием широкого спектра политических, торговых, культурных, а также военных средств. В последнее время вооруженные силы Великобритании стали использоваться для выполнения более широкого круга задач в целях обеспечения национальных интересов.

Боеспособность вооруженных сил рассматривается руководством Соединенного Королевства как важнейший фактор обеспечения национальных интересов и интересов союзников Великобритании, оказания содействия гражданским силовым структурам в борьбе с терроризмом.

Политика в области обеспечения безопасности в Великобритании тесно увязывается с оборонной политикой. Та и другая основываются на оценках национальных интересов и возможностях их обеспечения с учетом внутренней и внешней обстановки, а также на разумном взаимодействии с союзниками и партнерами.

На протяжении последних трех столетий оборонная политика Великобритании направлена на обеспечение национальных интересов и отвечает трем критериям. Во-первых, обеспечивает необходимую степень военной защиты прежде всего для островов, а также для заморских владений Британии.

Во-вторых, решает эту задачу по доступной цене (политика, которая вызывала бы чрезмерно высокую социальную, экономическую или финансовую стоимость, для ресурсов страны была бы неприемлемой). В-третьих, даже в военное время не расширяет лимиты затрат на оборонную политику за определенные пределы. В результате за многие века сформировался особый британский подход к военному строительству и ведению войны.

После окончания «холодной войны» начался процесс переоценки оборонительных возможностей Великобритании. В феврале 1990 г. министерство обороны приступило к определению «выборов для изменения в структуре и дислокации вооруженных сил».

В июле 1991 г. был опубликован специальный Белый меморандум «Британская армия в 90-е годы» (№ 1595), который детализировал планируемые структурные реорганизации и определял принципы сокращения сухопутных сил в Европе.

В конце 1992 г. начался очередной этап реорганизации оборонного ведомства. Между министерством обороны и министерством финансов Великобритании развернулась борьба в отношении объема долговременных ассигнований на оборону.

Результатом долгих и трудных переговоров стал новый Белый меморандум, изданный в 1994 г. Он определял некоторые сокращения в подразделениях обеспечения, сохраняя практически неизменными боевые части.

Обеспечение европейской безопасности, дальнейшее укрепление и расширение НАТО, а также дальнейшая адаптация войск и командных структур к новым условиям рассматриваются британским правительством в качестве приоритетной задачи. Именно Великобритания стала одним из активных инициаторов разработки концепции смешанных оперативно-тактических групп, принятой руководством НАТО в 1994 г.

Эта концепция позволяет повысить боеспособность НАТО и осуществлять руководство многонациональными силами при проведении операций по урегулированию чрезвычайных ситуаций путем оперативного развертывания высокомобильных штабов, которыми сможет воспользоваться также Западноевропейский союз.

Вместе с тем Великобритания продолжает настаивать на том, что каждая страна должна иметь возможность защищать свои национальные интересы по собственному усмотрению и без каких-либо ограничений.

После распада Организации Варшавского Договора Великобритания стала уделять особое внимание военному сотрудничеству со странами Центральной и Восточной Европы. С этой целью была разработана британская программа «Аутрич», предназначенная для развития институтов, связанных с безопасностью стран Центральной и Восточной Европы (с соответствующими органами управления в Западной Европе), а также для достижения открытости во всех вопросах, включая вопросы боевой подготовки и проведения совместных учений.

Белый меморандум «Стабильные силы для сильной Великобритании» (1995 г.), раскрывающий следующий этап реорганизации, в целом подтвердил избранный курс и определил принципы дальнейшего реформирования вооруженных сил.

Прежде всего были сформулированы новые задачи в области обороны: во-первых, гарантировать защиту и безопасность Великобритании и зависимых территорий даже в случаях, когда не существует явной внешней угрозы, во-вторых, обеспечить защиту от любой крупной внешней угрозы Великобритании и ее союзникам, в-третьих, способствовать обеспечению национальных интересов страны посредством поддержания международного мира и безопасности.

Реформы в России продолжают рассматриваться Великобританией как важный фактор ее национальной безопасности. Великобритания поддерживает демократические институты и ценности в Российской Федерации, реформы в политической сфере, стремится оказывать помощь нашей стране в трансформировании результатов демократических и экономических реформ в стабильные институты управления страной.

В последнее время существенно расширились контакты на уровне руководителей государств по линии НАТО, включая программу «Партнерство во имя мира», ОБСЕ. Создаются проекты на двусторонней основе в рамках программы «OUT REACH», в которой предусмотрено расширение сотрудничества и в военной области.

Вместе с тем характерно, что отсутствие стратегической угрозы после окончания «холодной войны» привело не к сужению, а, напротив, к расширению возможной сферы применения вооруженных сил Великобритании. Боевые возможности вооруженных сил в ряде случаев будут играть ключевую роль при проведении политико-дипломатических акций, направленных на обеспечение экономического благополучия страны, которое в первую очередь зависит от состояния торговли и инвестиций.

Основная масса британских товаров (92% от их объема и 76% от их стоимости) перевозится по морю. Промышленность Великобритании находится в зависимости от поставок сырья из-за границы, а зарубежные инвестиции составляют приблизительно 300 млрд. долларов.

Занимая одно из первых мест в мире по сумме иностранных инвестиций, Великобритания жизненно заинтересована в обеспечении стабильной военно-политической обстановки для успешного ведения торговых операций.

Согласно меморандуму 1995 г. оборонное планирование осуществляется на основе анализа возможных угроз и природы «меняющегося мира». При этом подтверждается, что процесс этот является еще более сложным, чем в период «холодной войны».

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)