Международно-правовое регулирование вооруженных конфликтов. Гуманитарное право

Современное международное право запрещает агрессивные войны, вместе с тем в современных условиях могут иметь место и войны, не запрещенные международным правом: оборонительные войны в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборо­ну от агрессии (ст. 51 Устава ООН); национально-освободительные вой­ны; гражданские войны в отдельных странах; операции войск ООН или национальных (многонациональных) войск по решению Совета Безопас­ности ООН (ст. 42 Устава ООН); при выполнении договорных обязательств.

Война — это организованная вооруженная борьба между независи­мыми суверенными государствами. Определение агрессии содер­жится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3314 от 14 декабря 1974 г., согласно которой под агрессией понимается «применение воо­руженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности и политической независимости другого государст­ва, или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН» (ст. 1).

К актам вооруженной агрессии относятся:

а) втор­жение вооруженных сил одного государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила; любая аннексия территории другого государства или части ее с применением силы;

б) применение любого оружия одним го­сударством против территории другого государства;

в) блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого государ­ства;

г) нападение вооруженных сил одного государства на воору­женные силы другого государства;

д) применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению на территории другого государства, в нарушение условий, содержащихся в соглаше­нии;

е) предоставление своей территории другому государству в целях использования ее для совершения актов агрессии против третьих госу­дарств;

ж) засылка одним государством вооруженных банд, групп, на­емников, которые осуществляют акты применения вооруженных сил против другого государства (ст. 3).

Никакие соображения любого характера, будь то политического, экономического или военного, не могут служить оправданием акта аг­рессии (п. 1 ст. 5). Агрессивная война является преступлением против международного мира и влечет за собой международную ответствен­ность (п. 2 ст. 5). Никакое территориальное приобретение или особая выгода, полученная в результате агрессии, не являются и не могут быть признаны законными (п. 3 ст. 5).

Благодаря политической инициативе СССР на 29-й сессии Гене­ральной Ассамблеи ООН в 1974 г. было принято следующее определение агрессии: «Агрессией является приме­нение вооруженной силы государством против суверенитета, террито­риальной неприкосновенности или политической независимости друго­го государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уста­вом Организации Объединенных Наций, как это установлено в настоя­щем определении».

Перечень запрещенных действий, квалифи­цируемых в качестве агрессивных, включает: вторжение или нападение вооруженных сил одного госу­дарства на территорию другого, военную оккупацию территории лю­бой страны в результате вторжения или нападения, аннексию с применением силы для захвата какой-либо территории или ее части.

Под вторжением понимается ввод войск на территорию иностранного государства без разрешения его правительства. Если вторжение иног­да может протекать без фактических военных действий, то при напа­дении обычно имеют место боевые действия: бомбардировка соответствующими средствами одного госу­дарства объектов другого или применение любого оружия против дру­гой страны; блокада портов или берегов одного государства вооруженными силами другого.

В международном праве это понятие означает прегра­ждение с моря доступа к портам или побережью неприятеля и выхода из этих портов и от берегов в море — в целях нарушения морских комму­никаций.

Нападению могут подвергать­ся в первую очередь военные корабли и самолеты, находящиеся за пределами государственных границ своей страны, а также невоен­ные суда (торговые и промысловые), самолеты авиакомпаний.

В установлении факта агрессии важное значение имеет первенство нападения, с учетом хронологической последовательно­сти событий.

Под самообороной следует понимать ответные военно-насиль­ственные действия государства, предпринимаемые в целях защиты су­веренитета и территориальной целостности от вооруженного противо­правного нападения извне.

Они могут иметь наступательный характер и распространяться на территорию агрессора в той мере, в какой это не­обходимо для ликвидации последствий и предупреждения возобновления вооруженного нападения. В качестве средств самообороны допусти­мо использование любых незапрещенных международным правом ви­дов оружия.

Вооруженное нападение необходимо отличать от случайного, оши­бочного использования оружия. Действительное вооруженное нападе­ние — это организованное применение вооруженной силы, а не разовый пуск ракеты, выстрел. Критерием является общая военно-политическая обстановка в мире, в районе ис­пользования оружия и предшествующее состояние отношений между государствами.

Международный вооруженный конфликт — это вооруженная борьба между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъ­ектностью: а) суверенными государствами; б) национально-освободительным движением и метрополией; в) признанной восставшей или воюющей стороной и соответствующим государством.

К вооруженным конфликтам немеждународного характера отно­сятся вооруженные конфликты, происходящие на террито­рии какого-либо одного государства между его вооруженными силами и антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.

Вооруженный конфликт немеждународного характера отличается от международного вооруженного конфликта:

а) наличием враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же го­сударства;

б) фактическим участием в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон и применением ими оружия;

в) кол­лективным характером выступлений (отдельные антиправительственные выступления, слу­чаи нарушения конституционного строя в стране, возникновение обстановки внутренней напряженности не от­носятся к категории вооруженного конфликта немеждународного ха­рактера);

г) элементом организации (так, повстанцы должны создать органы власти, ответственные за поведение лиц из числа их вооруженных формирований);

д) обла­данием частью территории соответствующего государства (восставшие должны не только обладать частью территории, но и эффективно осуществлять на ней функции власти, в том числе планировать и вести военные действия).

Внутренние беспорядки — ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности. Внутренняя напряженность — это ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превен­тивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности.

Источниками права вооруженных конфликтов является совокуп­ность международно-правовых принципов и норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права в период ведения военных действий, запрещающих или ограничива­ющих средства ведения войны, предусматривающих гуманизацию ее методов в целях защиты жертв вооруженных конфликтов.

Международно-правовые акты разрабатывались с ХIХ в., начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажига­тельных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в том числе о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны.

В настоящее время это: Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны:

1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) об обращении с военнопленными;

4) о защите гражданского населения во время войны.

Государства обязаны следить за соблюдением принципов права вооруженных конфликтов:

1) принципа гуманности, запрещающего воюющим сторонам применять военное насилие, которое не оправдывается военной необходимостью. Он охва­тывает все сферы вооруженной борьбы, касающиеся как средств и методов ее ведения, так и средств и методов защиты жертв войны;

2) принципа недопустимости дискриминации, обязывающего воюющие стороны обращаться с индивидами, пользующимися покровительством гуманитарных конвенций, при любых обстоятельствах без всякого различия на основе характера или происхождения вооруженного кон­фликта, на основе причин, которые воюющие стороны приводят в свое оправдание или ссылаются на них, без всякой дискриминации по при­чинам расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения;

3) принципа ответственности за нарушение норм международного права, включающего: а) международно-правовую ответственность государств; б) уголовную ответственность физических лиц;

4) принципа ограничения воюющих в выборе средств и методов вооруженной борьбы;

5) принципа разграничения военных и гражданских объектов;

6) принципа защиты участников вооруженной борьбы, а также гражданского населения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)