Военное право США

Действующая в США англосаксонская система права, одной из основных черт которой является отсутствие единой системы кодификации правовых норм, обусловливает нали­чие довольно обширного круга источников законодатель­ства, в том числе военного.

Военное законодательство включает: Конституцию США и поправки к ней; законодательные акты США (Свод федерального законода­тельства, в том числе разд. 32 «Национальная оборона» и разд. 10 «Вооруженные силы», Единый кодекс военной юсти­ции, вступивший в силу в 1951 г. в редакции 1983 г., законы «О де­нежном содержании военнослужащих» 1948 г., «Об офицерах» 1947 г., «О реформе пенсионного обеспечения военнослужащих» 1986 г. и др.); подзаконные акты, директивы, уставы и наставления.

Основным законом в США, обладающим высшей юридической силой, является Конституция США 1787 г. Национальные интересы США в наиболее общем виде сформулированы в преамбуле к Конституции: «создать более совершенный союз штатов, обеспечить спокойствие внутри страны, содействовать формированию единой оборонной системы, способствовать всеобщему благосостоянию и обеспечивать свободу гражданам страны и их потомкам».

На основании разд. 8 ст. I Конституции США право объявления войны, издания законов о строительстве армии и флота, их финансировании и содержании, издания «правил по управлению и организации сухопутных и морских сил» принадлежит высшему органу законодательной власти США — конгрессу.

Ни один из штатов не имеет права без согласия конгресса содержать в мирное время войска или военные корабли, предпринимать войны иначе как вследствие неприятельского нашествия или в случае неминуемой опасности, которая не допускает промедления (разд. 10 ст. I).

Правовое обеспечение военной безопасности. В соответствии с разд. 2 ст. II Конституции США Президент является главнокомандующим армии и флота Соединенных Штатов. Возможности использования им вооруженных сил для устранения «незаконных препятствий функционированию государственной власти и исполнению законов» предусмотрены не Конституцией США, а специальной нормой, закрепленной в разд. 10 Свода законов США.

Президенту США принадлежит право введения в стране чрезвычайного положения, отдания приказа на ведение боевых действий, объявления частичной мобилизации. Однако в 1973 г. вопреки вето президента Р. Никсона при повторном голосовании была принята «Резолюция о военных полномочиях», которая предусматривает, что президент должен консультироваться с конгрессом до введения вооруженных сил США в зоны заграничных военных действий.

Президент во всех случаях, когда при отсутствии объявления войны он посылает войска за рубеж, обязан представить в конгресс в течение последующих 48 часов соответствующий отчет о своих действиях. Данный отчет должен содержать обстоятельства, вызвавшие необходимость введения вооруженных сил США в зоны зарубежных военных действий, конституционные и другие основания их введения, оценку масштабов и ожидаемой продолжительности военных действий.

Согласно закону конгресс должен рассмотреть доклад президента и принять по нему решение. Если конгресс не объявит войну или не санкционирует использование вооруженных сил специальным законодательным актом, не продлит законодательным порядком 60-дневный период или будет не в состоянии собраться в результате вооруженного нападения на Соединенные Штаты, то по истечении 60 календарных дней с момента представления доклада президент должен прекратить использование вооруженных сил США. Этот 60-дневный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.

Система законодательного обеспечения национальной безопасности США действует на основе Закона Соединенных Штатов Америки «О национальной безопасности» от 26 июля 1947 г. № 257. Вместе с тем Закон не содержит однозначного определения понятия «национальная безопасность».

Некоторые специалисты ограничиваются таким определением национальной безопасности: отсутствие военной угрозы уничтожения нации или нападения на нее. Наибольшее распространение имеет следующее определение: «национальная безопасность — это долговременное поддержание ценностей или системы и отсутствие угрозы им».

Согласно официальным американским документам, «национальная безопасность» государства означает его «способность сохранять в неприкосновенности свою территорию, поддерживать на приемлемых условиях экономические отношения с другими странами, отстаивать свои институты и способ правления от внешних и внутренних угроз».

Для ее обеспечения американское руководство считает необходимым: а) военное превосходство над любым иностранным государством или группой государств; б) прочные внешнеполитические позиции; в) военную организацию, способную успешно противостоять военным и подрывным действиям извне или изнутри, в открытой или скрытой форме.

В соответствии с Законом «О национальной безопасности» были созданы национальное военное ведомство, которое в 1949 г. переименовано в министерство обороны, включающее три министерства видов вооруженных сил, комитет начальников штабов, а также Центральное разведывательное управление.

В дальнейшем конгресс неоднократно принимал поправки к данному Закону, разрабатывал новые законодательные акты в области строительства армии, военных полномочий президента и конгресса. Так, например, в 1953, 1958 гг. были приняты законы о реорганизации министерства обороны, в 1973 г. был принят Закон о военных полномочиях и добровольном принципе комплектования вооруженных сил, в 1976 г. — Закон о чрезвычайном положении.

Закон Голдуотера — Николса 1986 г. о реорганизации министерства обороны был призван способствовать преодолению ведомственных противоречий между видами вооруженных сил, предоставлению большей самостоятельности министерствам видов вооруженных сил в решении вопросов административного управления, обеспечению эффективного политического контроля руководства армией.

Принятие этого Закона позволило разграничить функции министерств видов вооруженных сил и объединенных командований, более точно определить полномочия председателя Комитета начальников штабов и его объединенного штаба, переориентировать аппарат министерства обороны с решения вопросов расходования средств и распределения личного состава на планирование конкретной военной политики и реализацию программ обеспечения боевого применения вооруженных сил.

Но главным нововведением данного Закона стало укрепление гражданского контроля над министерством обороны, усиление позиций его руководства в процессе принятия решений, предоставление самостоятельности видам вооруженных сил, а также реальных полномочий главнокомандующим объединенными командованиями по управлению войсками (силами).

При Президенте США функционирует орган — Совет национальной безопасности, консультирующий его по вопросам национальной безопасности, координирующий политику ведомств, отвечающих за ее обеспечение, намечающий стратегические ориентиры их деятельности.

В Совет национальной безопасности входят президент, вице-президент, государственный секретарь, министр обороны, начальник управления мобилизации. Кроме того, на заседаниях Совета обычно присутствуют постоянные советники — директор ЦРУ и председатель Комитета начальников штабов, советник президента по вопросам национальной безопасности, а также министры финансов, юстиции, энергетики и др.

Концепция национальной безопасности США после Второй мировой войны прошла в своем развитии четыре этапа. Первый этап — с 1945 г. до начала 60-х гг. ХХ в. Второй этап включает 60—70-е гг. Третий этап — 80-е гг. Четвертый этап начался с окончанием «холодной войны», в 90-х гг. ХХ в.

Концепция национальной безопасности США в период с 1945 по 1991 гг. определялась следующими принципами:

— при разработке политики и стратегии национальной безопасности основное внимание уделялось отражению военных угроз США и их союзникам;

— устрашение противника базировалось на разработке самых смертоносных видов оружия и их применения, если это считалось целесообразным в военном отношении;

— при реализации политики и стратегии национальной безопасности предпочтение отдавалось применению жестких военных мер, а не использованию политических, экономических, дипломатических, гуманитарных действий;

— в политике и стратегии национальной безопасности на первый план выдвигалась защита американских интересов, даже в ущерб союзникам США;

— обеспечение национальной безопасности США связывалось, прежде всего, с защитой ее внешнеполитических позиций.

На рубеже 90-х гг. прошлого века изменились подходы американского руководства в разработке политики и стратегии национальной безопасности. Стало очевидным, что разрушительное оружие попадает в руки политических лидеров все большего числа стран, у государств исчезают возможности использования военной силы против своих соседей.

К началу 90-х гг. принципиально изменились взгляды на возможности использования ядерного оружия. Руководители США и СССР, а затем и России, официально признали невозможность добиться победы в ядерной войне.

В этой связи стратегия национальной безопасности США стала основываться на следующем: угрозы национальной безопасности носят многосторонний и многомерный характер; основные усилия необходимо сосредоточить на предотвращении и разрешении конфликта до начала широкомасштабных военных действий; политика национальной безопасности не должна носить провокационный характер; при использовании вооруженных сил предпочтение отдается коллективным действиям под эгидой ООН или регионального блока; мероприятия по обеспечению национальной безопасности должны поддерживаться большинством населения.

Основные угрозы для национальной безопасности США военно-политическое руководство США сформулировало следующим образом:

— угрозы, связанные с ядерной опасностью. Они вытекают из наличия у враждебных стран ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения, представляющих угрозу для американских группировок за рубежом, дружественных США режимов и в перспективе — самим Соединенным Штатам. Для ее парирования сохраняется способность для ответного удара «гарантированного уничтожения»;

— региональные угрозы (нестабильность на Корейском полуострове, гражданская война в Югославии, возможная политическая нестабильность в странах Центральной и Восточной Европы, государственный терроризм, производство и транспортировка наркотиков);

— угрозы демократии и перспективам демократических реформ;

— угрозы экономическим интересам США, к которым были отнесены: неэффективное перераспределение ресурсов военного потенциала, неумелая конверсия оборонной промышленности, недооценка технологий «двойного назначения», отказ от использования длительных военно-политических отношений с союзниками как инструмента налаживания экономического сотрудничества, отказ от помощи иностранным государствам в переходе от централизованной экономики к рыночной.

Исходя из сформулированных угроз национальной безопасности США в 1996 г. президентом Б. Клинтоном были сформулированы основные цели национальной безопасности:

— убедительное поддержание безопасности с помощью боеготовых вооруженных сил;

— оживление экономики США; содействие развитию демократии за рубежом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)