Военное право Франции

Согласно Конституции Французской Республики парламент принимает законы, устанавливающие нормы, относящиеся к обязанностям, касающимся граждан и их имущества, обусловленным задачами национальной обороны, и основные гарантии, предоставляемые военнослужащим, а также законы, определяющие основные принципы общей организации национальной обороны (ст. 34).

Объявление войны разрешается парламентом (ст. 35). Осадное положение вводится декретом Совета министров, а продолжение его на срок свыше 12 дней может быть разрешено только парламентом (ст. 36).

Конституция Французской Республики не содержит каких-либо положений об обязанностях французских граждан. В то же время преамбула Конституции 1946 г. в этих вопросах отсылает к Декларации прав человека и гражданина, принятой Национальным собранием 26 августа 1989 г., в которой записано: «Обеспечение прав человека и гражданина влечет необходимость применения вооруженной силы; эта сила, следовательно, установлена в интересах всех, а не в частных интересах тех, кому она вверена» (ст. 12). Конституция закрепляет полномочия высших органов государственной власти, в том числе по отношению к вооруженным силам (ст.ст. 14, 20).

Кроме конституционных актов Французской Республики, закрепляющих основы государственно-служебной деятельности, в том числе военной, правовое регулирование военной службы осуществляется в соответствии с Кодексом о национальной повинности 1971 г., который в связи с переходом на добровольный способ комплектования вооруженных сил подлежит пересмотру, и Законом об общем статусе военнослужащих 1972 г.

В 1975 г. принят новый Дисциплинарный устав вооруженных сил. Вопросы уголовного судопроизводства регулируются Кодексом военной юстиции 1982 г. и Законом от 21 июля 1982 г. № 82-62i о расследовании и судебном рассмотрении дел о воинских преступлениях и об уголовно наказуемых деяниях, посягающих на безопасность государства.

Во Франции верховным главнокомандующим является президент.

Во Французской Республике, являющейся полупрезидентской республикой, Конституция разграничивает управленческие полномочия правительства и президента в области обороны, указывая на то, что правительство является органом, ответственным за обеспечение обороны страны и осуществляющим в данной области текущую деятельность, а глава государства контролирует такую деятельность высшего органа исполнительной власти (ст. 20).

Президент Франции назначает на военные государственные должности (ст. 13). Указанное полномочие конкретизировано ордонансом 1958 г., согласно которому президент назначает только высших должностных лиц (например, министра обороны) и только по представлению премьер-министра (ст. 8 Конституции).

Генералы назначаются Советом министров, т. е. коллегиальным органом государственной власти. Премьер-министр, ответственный в соответствии с Конституцией за национальную оборону, назначает на иные воинские должности, ряд полномочий делегирован министру обороны.

Правительство Франции разделяет с парламентом основополагающие законодательные полномочия. Пар­ламент принимает законодательные акты лишь по некоторым опреде­ленным вопросам. По другим вопросам, в том числе согласно ст. 34 Конституции Французской Республики по всем вопросам в области обороны, за исключением вопросов, определяющих основные принципы общей организации национальной обороны, законы вправе принимать прави­тельство.

Парламент ограничивается только определением ocнов законодательства, а правительство может обра­титься с просьбой дать разрешение осуществлять законодательное регулирование путем ордонансов, но только в течение ограниченного периода времени. Таким образом, оборона отнесена к числу сфер государст­венной деятельности, в которой правительство может принимать ор­донансы, которые по своей юридической силе равны законам (напри­мер, право Совета министров Франции на введение осадного положе­ния, предусмотренное ст. 36 Конституции, может быть реализовано путем принятия ордонанса).

Совет министров принимает ордонансы по получении заключения Го­сударственного Совета, и они скрепляются подписью президента. По своей юридической природе ордонансы являются админи­стративными актами. Они подлежат передаче в парламент для утвер­ждения. В случае если ордонанс не представлен в установленный срок в парламент, он утрачивает юридическую силу.

Если парламент уклоня­ется от рассмотрения представленного ордонанса, тот считается утвержденным, но имеет двойственную природу: он может быть изменен только законом, однако сохраняет регламентный характер, позволяющий Государственному Совету осуществлять за ним контроль.

Когда парламент утверждает представленный ордонанс, тот приобретает силу закона, и Государственный Совет не может больше его контролировать. После этого только Конституционный совет может контролировать закон на предмет его соответствия Конституции.

Правовое обеспечение военной безопасности. Обеспечение национальной безопасности Франции в современных условиях имеет свои особенности. В 1994 г. концептуальные основы национальной обороны и военной реформы Франции были сформулированы в «Белой книге по вопросам обороны Франции».

Следует отметить, что основные цели оборонной политики Франции по сравнению с позицией, изложенной в «Белой книге по вопросам обороны Франции» 1992 г., мало изменились. Франция должна быть в состоянии гарантировать защиту своей территории и своих интересов в мире, сохранить свой статус великой державы, свое присутствие во многих точках за пределами Европы.

Первейшая цель оборонной политики Франции состоит в защите национальных интересов, которые носят «имущественный» характер и связаны с собственностью: территорией, экономическими богатствами, коммуникациями, присутствием граждан страны за границей. Главная цель — защита собственности, где бы она ни находилась, и возможность беспрепятственного доступа к ней.

Концепция интересов Франции становится все более глобальной. Наряду с традиционными интересами, связанными с географическим и имущественным подходом, она объединяет также нематериальные, но от этого не менее реальные жизненные интересы, во имя которых Франция готова прибегнуть к силе оружия.

Территориальная целостность страны, включая метрополию, а также заморские пространства, ее суверенитет и ее население — вот основные жизненно важные интересы Франции. В «Белой книге по вопросам обороны Франции» отмечается, что ядром жизненных интересов Франции является суверенитет, гарантия целостности национальной территории, неприкосновенность ее заморских владений, воздушных и морских путей.

Однако не следует пытаться дать им чрезмерно точное определение, чтобы не стеснять свободу действий и оценок руководителей государства в случае возникновения угрозы интересам.

Грань между жизненно важными интересами Франции и ее стратегическими интересами не может быть определена заранее.

И те и другие должны защищаться с одинаковой решимостью. Разграничение интересов на две категории является прерогативой политического руководства страны, которое должно сохранять полную свободу действий в их оценке. Стратегические интересы Франции заключаются в следующем:

— с одной стороны, в поддержании мира на европейском континенте и в зонах, прилегающих к нему с востока и с юга, причем особое значение придается средиземноморскому бассейну и Ближнему Востоку;

— с другой стороны, в гарантии экономической активности страны, в гарантии свободы внешней торговли и коммуникаций. Должно быть обеспечено надежное снабжение из внешних источников, в частности безопасность морских путей. Франция зависит от регулярных поставок нефти с Ближнего Востока, где себестоимость нефти самая низкая и где сосредоточено 65% мирового запаса «черного золота».

В отношении поставок газа постоянно растет зависимость от Алжира и России. Товары, составляющие 82% импорта и 56% экспорта Франции в торговле со странами, не входящими в состав Общего рынка, перевозятся морским путем, в основном через Средиземное и Красное моря и через северную часть Индийского океана.

По причинам экономического и политического характера эти регионы рассматриваются во всех случаях как зоны стратегических интересов Франции.

Охрана стратегических интересов Франции является своего рода гарантией предотвращения угрозы ее жизненным интересам, подчеркивается в «Белой книге по вопросам обороны Франции».

Кроме указанных двух категорий интересов, непосредственно связанных с вопросами безопасности, Франция имеет интересы, отвечающие ее международным обязательствам и ее статусу мировой державы.

Международные обязательства Франции вытекают из ее прерогатив постоянного члена Совета Безопасности и из ее истории. Обеспечить независимость страны и выполнение ею международных обязательств, укреплять демократию и правопорядок — таковы задачи, связанные с поддержанием международного статуса Франции.

Таким образом, важнейшая цель оборонной политики Франции заключается в том, чтобы защищать жизненные и стратегические интересы страны, а также те интересы, которые связаны с международными обязательствами и статусом мировой державы. Защита вышеупомянутых интересов будет осуществляться не только военными средствами, но без адекватной системы обороны их постоянство невозможно гарантировать.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)