Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). В иитерак- ционистских концепциях такие роли называют конвенциональными («конвенция» — соглашение).

Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже соци­альные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нор­мами, обычаями, экспектациями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, в том числе и межличностными конфликтами, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый ИТ. д.).

Многие межличностные роли определяются индивидуальными осо­бенностями человека. И даже среди многообразия индивидуально-ти­пических проявлений личности можно заметить социально-типические роли.

В театральном искусстве выделяют своеобразную специализа­цию актеров на исполнение ролей, наиболее соответствующих их вне­шним сценическим данным, характеру, дарованиям и какому-то социально-типическому образу.

Некоторые актеры имеют яркие личности, тяготеющие к определенной межличностной социальной роли. Такие актеры выступают обычно в специфическом амплуа.

Амплуа — тип актерских ролей, сходных по характеру и соответствующих индивиду­альным особенностям актера. Выделяют амплуа трагика, комика, ге­роя, простака и т. д.

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступа­ет в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социаль­ном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привыч­ном для окружающих.

Изменение привычного образа крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем в боль­шей степени становятся привычными для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Ак­тивные роли обуславливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент (учитель на уроке); латентные не про­являются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально выступа­ет носителем данной роли (учитель дома).

Поскольку каждый человек, как правило, входит в разнообразные социальные группы, в которых не может находиться одновременно, он имеет большое количество ла­тентных социальных ролей. По способу усвоения роли делятся на пред­писанные (определяемые возрастом, полом, национальностью) и при­обретенные (усваиваемые в процессе социализации).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)