Виды налогов и основания для их классификации

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации на определенной основе. Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести все их разнообразие к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение. То же самое относится и к финансовой науке, которая, используя те или иные основные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.

Доходная часть законодательно утвержденных бюджетов была разделена на
доходы от прямых и косвенных налогов, с подразделением на доходы от каждого налога, входящего в ту или иную группу. Это послужило основой для оперативного реагирования на финансовые затруднения в чрезвычайных обстоятельствах, для обеспечения фискальных потребностей государства на обозримую перспективу. Критерии, лежащие в основе классификации налогов, определяли ее качество и степень действенности мер фискального регулирования.

Вопрос о классификации налогов рассматривался как деление их на прямые
и косвенные, которое было взято финансовой наукой из практики XVI в. Заслуга науки состояла в обосновании этой классификации с помощью ряда критериев, таких как перелагаемость налогов, способ обложения и изъятия, платежеспособность.

Перелагаемость. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основе деления налогов, то оказалось очень трудно установить критерий. В финансовой науке определение прямых и косвенных налогов впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.

Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался,
в конечном итоге упадет на землевладельца, Локк установил, что налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом, получилось, что поземельный налог — прямой, а остальные налоги — косвенные. Физиократы подтвердили и укрепили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги.

Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению,
позволило А. Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые он считал переложимыми, в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, падающие на расходы. Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий — намерение законодателя. Прямой налог — это тот налог, который, по мнению законодателя, должен лечь на налогоплательщика, косвенный — тот, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо. Такое же толкование мы находим и у А. Вагнера.

Классификация налогов, в основании которой лежал принцип перелагаемости или неперелагаемости, продержалась в течение XVII–XIX вв.

Способ обложения и изъятия. Когда изменились взгляды на процесс пере
ложения налогов и пришлось констатировать, что многие так называемые прямые налоги перелагаются не хуже тех, которые именуются косвенными, а последние в свою очередь далеко не всегда перелагаются и не всегда
полностью, то принцип деления налогов на перелагаемые и неперелагаемые был признан несостоятельным.

Вторым способом деления налогов на прямые и косвенные явилось принятое
(в особенности во французском законодательстве и во французской литературе) разграничение их по способу обложения и изъятия. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера, заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются по личным (окладным) периодически составляемым спискам плательщиков на основании кадастра (земель, домов и т. д.) и в определенные сроки. Косвенные налоги связаны с изменчивыми явлениями, отдельными действиями, фактами, как, например, различными актами потребления, сделками, услугами, облагаемыми на основании определенных тарифов.

Этот критерий деления налогов был подвергнут критике за то, что «в тарую
терминологию было внесено совершенно не соответствующее ей новое содержание. Почему обложение на основании постоянных признаков именуется прямым, едва ли кто-нибудь сумеет объяснить. Но не лучше и название прямых налогов „кадастровыми“, косвенных — „тарифными“. Кадастр и тариф принципиально не исключают друг друга (например: промысловый налог), а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра (подоходный)».

Платежеспособность. В поисках лучшей классификации наука называла
прямыми налогами обложение имущества, косвенными — обложение поступков. Различала налоги на производство и налоги на потребление, характеризовала прямые в качестве обложения средней налогоспособности, в отличие от косвенных как индивидуализирующего элемента, примыкающего к отдельным актам потребления, сбережения, приобретения. И наконец, обложение определенного источника было отнесено к прямым налогам, а обложение на основе учета общей платежеспособности лица — к косвенным. В соответствии с этой посылкой все налоги, в которых государство направляет требование определенному
лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых государство непосредственно не устанавливает платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными. Таким образом, при непосредственном установлении платежеспособности взимаются прямые налоги, а при опосредованном — косвенные. Это положение было конкретизировано немецким экономистом Геккелем, который разделил все налогообложение на подоходно-поимущественное обложение и обложение расходов потребления.

Долгое время финансовая наука выделяла в самостоятельный раздел налоги на обращение, которые в соответствии с подоходно-расходным принципом
были отнесены к разряду прямых. «Многочисленные налоги на обращение, падающие на переходящее безвозмездно имущество после смерти или в виде дара, возмездно в виде продаваемого, как недвижимого, так и движимого имущества, в виде выпускаемых и сбываемых ценных бумаг (эмиссионный налог), в виде переходящих в пользование, в кредит ценностей (налог на ипотеки, векселя и другие долговые обязательства) — все это отдельные виды поимущественного обложения. Таким образом, мы имеем лишь два главных деления налогов: прямые— это налоги подоходно-поимущественные, в состав которых входят и все налоги на обращение, и косвенные налоги — на потребление в широком смысле слова».
В бюджетах развитых стран эти налоги действительно относились к разряду
прямых, хотя в науке этот вопрос носил дискуссионный характер ввиду неоднородности свойств налогов, которые входили в состав налогов на обращение.

Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного
принципа, установленное финансистами начала XX в., не утратило своего значения и в начале XXI в. В налоговых законодательствах развитых стран
сохранена классификация налогов с подразделением на прямые и косвенные.

Из вышеизложенного следует, что вопрос о классификации налогов оказался сложным и дискуссионным. Несмотря на то что были найдены критерии деления налогов на прямые и косвенные, финансовая наука признавала их условными. Часть ученых даже считала эту проблему неразрешимой.

Классификация налогов необходима для универсализации налогообложения, приведения его в соответствие с мировыми стандартами для осуществления сопоставимого анализа.

В современной теории и практике налогообложения наиболее существенное
значение имеют следующие основания классификации налогов.

1. По субъекту налогообложения:

  • налоги, уплачиваемые исключительно физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц);
  • налоги, уплачиваемые исключительно юридическими лицами (налог на
    прибыль организаций, налог на имущество организаций);
  • смешанные налоги — объект налогообложения может находиться как у физических лиц, так и у юридических. Здесь следует отметить, что индивидуальные предприниматели, рассматриваются налоговым законодательством как физические лица. Следовательно, те налоги, которые определяют в качестве субъекта налогообложения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признаются смешанными.

2. По ставкам:

  • пропорциональный налог — налог, устанавливаемый в абсолютной фиксированной сумме или в фиксированных процентах, размер которых не зависит от величины налоговой базы. Основная масса налогов, взимаемых на территории РФ, относится к этой категории, это и НДФЛ, и налог на прибыль организаций, НДС и пр.;
  • прогрессивный налог — ставки налога повышаются по мере роста размера налоговой базы. К этой категории из российской практики следует отнести транспортный налог, налог на имущество физических лиц в части обложения налогом имущества, оцененного по инвентаризационной стоимости;
  • регрессивный налог — ставки налога понижаются по мере увеличения налоговой базы. В российской практике до 2010 г. применялась регрессивная ставка по единому социальному налогу. С 2010 г. данный налог отменен.

3. По способу обложения и изъятия:

  •  прямые налоги — налоги, взимаемые непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. При прямом налогообложении между государством и налогоплательщиком возникают прямые денежные отношения. Большинство налогов, взимаемых на территории РФ, относятся к категории прямых. В эту группу включаются все имущественные налоги и налоги с доходов, прибыли;
  • косвенные налоги — налоги на товары и услуги, установленные в виде надбавки к цене или тарифу.

В случае обложения косвенным налогом, в отличие от прямого, между государством и налогоплательщиком в денежных отношениях имеется посредник (продавец). К косвенным налогам относятся: акцизы, фискальные монополии и таможенные пошлины.

Акцизы подразделяются на индивидуальные (взимаемые с конкретных видов товаров) и универсальные (налог на добавленную стоимость, налог с борота, налог с продаж). Из перечисленных универсальных акцизов в РФ на сегодняшний день взимается только налог на добавленную стоимость.

Фискальная монополия — монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления (спички, соль и пр.). На современном этапе в налоговой системе России фискальных монополий нет. Фискальные монополии были распространены в царской России и в период командно-административных методов управления.

4. По территории охвата. В России применяется трехуровневая система налогообложения, в которой выделяются федеральные, региональные и местные налоги:

  • федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации;
  • региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ;
  • местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

5. По способу уплаты:

  • у источника — налог исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет за налогоплательщика налоговым агентом. Налогоплательщик получает доход уже за минусом налога;
  • по декларации. Декларация — документ, в котором налогоплательщик самостоятельно отражает объект налогообложения, исчисляет размер налоговой базы и определяет сумму налога, подлежащую уплате в бюджет;
  • по уведомлению — определение величины налоговой базы и исчисление
    налога производится уполномоченным на то органом. Исчисленная сумма налога отражается в высылаемом в адрес налогоплательщика уведомлении, на основании которого и производится непосредственно уплата налога. На современном этапе уведомления высылаются в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

6. По порядку использования государством полученных сумм налога:

  • общие налоги (абстрактные) — концентрируются в бюджетах соответствующих уровней, где обезличиваются и используются на финансирование тех или иных программ независимо от источника их поступления. Преимущественно налоги РФ являются общими;
  • целевые (специальные) налоги — имеют строго целевое назначение и, как правило, предназначены для формирования финансовой базы различных специальных фондов (например, пенсионного). Средства этих фондов направляются на финансирование целевых программ фонда.

7. По установленному законодательством налоговому периоду:

  •  ежемесячные налоги. В российской практике к ним относятся акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, налог на игорный бизнес; по ним определен налоговый период — месяц;
  • ежеквартальные налоги. Эта категория включает в себя: НДС, водный
    налог;
  • ежегодные налоги. Примерами в данной категории могут выступать: НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и пр.

Очень важно в данном классификационном признаке различать то, что налоговый период и периодичность внесения авансовых платежей по налогу — разные понятия. Налоговый период — это период формирования налоговой базы, а авансовые платежи вносятся в бюджетную систему, как правило, с более частой периодичностью.

Таким образом, отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога. В настоящее время в теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии. В целом классификационные признаки универсальны, основные из них известны с древних времен.

Группировка в соответствии с этими критериями тех или иных видов налогов
зависит от состояния общественно-политических отношений в стране и сложившихся традиций в налоговых отношениях.

Классификация налогов имеет большое значение для организации рационального процесса управления налогообложением. В свою очередь, экономическая сущность, функции и роль налогов реализуются в сфере практических действий государственных органов, выражающихся в понятиях: налоговое право, налогообложение, налоговая система и налоговый механизм. Они выступают субъективными формами государственного управления единым налоговым процессом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)