Виды финансовых планов

Результатом финансового планирования является составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления.

Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период. Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности.

Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления.

Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, установленной БК РФ.

Бюджет составляется исполнительным органом власти и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется БК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных публично-правовых образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов формируются в виде баланса доходов и расходов государственных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами, утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов, бюджетная смета, план финансово-хозяйственной деятельности. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами.

Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются:

  • для казенных, бюджетных и автономных учреждений — уполномоченными органами исполнительной власти в соответствии с требованиями БК РФ;
  • для коммерческих организаций и некоммерческих (кроме казенных, бюджетных и автономных учреждений) организаций — приказами, распоряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета. Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период. Баланс составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов включает бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции, который заключается в том, что каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено:

  • на повышение управляемости и обеспечение быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
  • обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;
  • расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации.

Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Целью составления финансовых планов некоммерческими организациями является определение объема финансовых ресурсов, необходимого им для выполнения уставных целей и задач, т.е. предоставления услуг социально-культурного, научно-технического и иного некоммерческого характера.

Казенные учреждения, создаваемые органами государственной власти и органами местного самоуправления, в соответствии с БК РФ обязаны составлять бюджетную смету. Бюджетная смета является основным плановым документом, определяющим объемы бюджетного финансирования этих учреждений. Она составляется и утверждается на очередной финансовый год в порядке и по форме, разработанным и утвержденным главным распорядителем средств бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

Показатели бюджетной сметы представляются в виде таблицы, содержащей информацию о наименованиях направлений расходования средств бюджета и соответствующих им кодах классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ, а также суммах бюджетных ассигнований по каждому направлению.

Некоммерческие организации других (кроме казенных учреждений) организационно-правовых форм могут составлять как смету доходов и расходов, так и баланс доходов и расходов, план финансово-хозяйственной деятельности. Смету доходов и расходов составляют фонды, общественные и религиозные организации, план финансово-хозяйственной деятельности — автономные и бюджетные учреждения; у остальных финансовый план формируется, как правило, в виде баланса доходов и расходов.

В плане финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений указываются цели и виды деятельности учреждения, общая балансовая стоимость движимого и недвижимого государственного (муниципального) имущества, закрепленного за учреждением.

В табличной форме приводятся показатели, характеризующие:

  • финансовое состояние учреждения (финансовые и нефинансовые активы, обязательства);
  • поступления средств из бюджета (субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, целевых субсидий, бюджетных инвестиций и др.) и внебюджетных источников;
  • выплаты, в том числе на оплату труда сотрудников, коммунальных услуг, приобретение имущества и т.д.

Порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности устанавливает учредитель автономного или бюджетного учреждения. Организационно-правовой и методический аспекты финансового планирования в негосударственных некоммерческих организациях в настоящее время максимально приближен к порядку, характерному для коммерческих организаций.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)