Видение

В Начале было Видение. И Видение было у Бога. И Видение было Бог. Возможно, я впадаю в какую-то старинную ересь (к счастью, за это уже не сжигают
на костре и не сажают в темницу), но я буду настаивать, что истинный первоначальный смысл термина, традиционно переводимого на русский язык как Слово (Божественный Логос), обозначающего активное начало, способное преобразовывать материю и отделять «Твердь от Хляби», — это Видение.

О том, что маркетинг, и шире — бизнес вообще, начинается именно с Видения, писали все классики: Теодор Левитт и Филип Котлер, Майкл Портер и Питер Друкер, ДэвидАакери Игорь Асофф. Не все, правда, называли это именно Видением. И, насколько мне известно, никто из них (и их редакторов) не писал это слово с заглавной буквы. Но сути дела это не меняет. Речь-то шла именно о Видении. Важно!

Видение — это картина мира в голове действующего субъекта (руководителя, бизнесмена, предпринимателя, ученого, менеджера, инженера и т. д.), в соответствии с которой, и только с ней, он принимает решения или контролирует, направляет их осуществление. У руководителей нет практически ничего, кроме Видения, логики и здравого смысла.

Интересно
И от того, насколько Видение адекватно окружающей действительности, во многом зависит успех или провал всех бизнес-начинаний, обычно именуемых программами или стратегиями. Конкуренция, соревнование, войны на рынках — это прежде всего соревнование видений. Побеждает тот, чье Видение лучше.

Или тот, кто сумеет навязать рынку, соблазнить и увлечь потребителя своим Видением. В начале прошлого, XX века, Генри Форд уВидел, что автомобиль может быть не только роскошной игрушкой для 3 или 5 % богатых американцев, но и средством передвижения для миллионов представителей среднего класса, которого еще по большому-то счету и не было. И Америка стала великой державой. Не только благодаря автомобильной промышленности, но и благодаря ей тоже.

В середине XX в. фармацевты уВидели, что женщины хотят иметь надежное средство предохранения от нежелательной беременности. И появились противозачаточные таблетки. А через 15 лет грянула сексуальная революция, и сексуальная жизнь людей в странах половины земного шара кардинально изменилась.

В конце того же века в нескольких американских исследовательских институтах Видели, что закрытую систему хранения и передачи сверхсекретных военных данных можно использовать в «мирных целях», и появился Интернет. И мир опять изменился. Видение совершенно не обязательно должно носить эпохальный и глобальный характер. Каждый день бизнесмены и предприниматели делают свои маленькие открытия.

Интересно
В 2002 г. Олег Тиньков уВидел нишу на рынке пива. 30 руб. (1 долл.) за бутылку 0,33 л. До него эту ценовую нишу не видел никто, хотя было полно пива и по 15—20, и по 40—50 руб. за аналогичный объем. И ориентировал свое пиво Тиньков не на молодежь, которую с риском вызвать недовольство общественности и властей «окучивали» все производители пива, а на 30-летних состоявшихся независимых мужчин.

Так появилось пиво «Тинькофф». А те производители пива, которые в России видели только безумно богатых и безумно бедных, до сих пор выпускали бы только два сорта пива: «Урюпинский козел» по 25 руб. за 1,5-литровую пластиковую бутылку и «Баварский орел» по 100 руб. за бутылку 0,33, по форме напоминающую маленькую бутылку шампанского. Если бы не те, благодаря Видению которых мы имеем сегодня 135 марок пива в ценовом диапазоне от 30 до 150 руб. за литр.

Благодаря Видению журнала «Эксперт» в начале XXI в. многие бизнесмены и некоторые политики в России «уВидели» средний класс. И это тоже кое-что изменило в нашей жизни. На стыке столетий руководители ювелирной группы «Адамас» уВидели, что основными потребителями украшений из золота в нашей стране являются не «новые русские» (быстро разбогатевшие молодые люди, не отягощенные моральными принципами и хорошим вкусом), а нарождающийся в стране средний класс.

В ту пору это были граждане с доходами от 150 до 750 долларов в месяц на каждого члена семьи. И составляли они не более 12—15% населения России. Но средний класс быстро рос и спустя 5 лет вобрал в себя уже треть населения. Даже несмотря на то что к 2006 г. нижняя граница выросла до 300 долл. в месяц на члена семьи, а верхняя — до 2000 долл. А вместе с ним уверенно росла (и продолжает расти) сеть грамотно позиционированных ювелирных магазинов «Адамас».

В результате компания стала безусловным лидером на бодро растущем рынке ювелирных украшений. В то же самое время предприниматель Александр Федоров уВидел никем не занятую нишу на рынке женского белья.
В самой верхней части ценового спектра. Так появилась сеть «Дикая Орхидея», у которой в 2003 г., по словам самого Федорова, было около 50 тыс. постоянных клиенток в Москве. Позднее интересы г-на Федорова расширились в сторону верхнего среднего ценового сегмента.

На заре развития мобильной связи в России, когда большинство комментаторов видело в мобильном телефоне очередную игрушку для богатых, Евгений Чичваркин отчетливо уВидел будущее. Это будущее (весьма близкое) выглядело так: * услуги мобильной связи доступны для 70-80 % населения страны; ” и 65—75 % (около 100 млн человек) этой услугой пользуются;

  • и ежемесячно в стране осуществляется более 100 млн платежей за услуги мобильной связи;
  • и ежемесячно в стране продается 2,5—3 млн новых телефонов;
  • и половина владельцев телефонов приобретает различные аксессуары к ним;
  • и там, где продаются мобильные телефоны и осуществляются платежи за мобильную связь, можно продавать и другую «умную» технику: ноутбуки, фотоаппараты, видеокамеры и т. п.

В общем, рождается рынок с потенциальным оборотом в 15 млрд долл. И была создана «Евросеть» — компания, имеющая более 3000 точек продаж по всей России (ну, и в некоторых сопредельных странах тоже), оборот в 3 млрд долл. (на 2005 г.) и долю рынка на уровне 30 % (по телефонным аппаратам и аксессуарам к ним). У Видения несколько взаимно дополняющих и взаимно облегающих друг друга уровней, или сфер. И все они одинаково важны. Попробуем изобразить это на схеме (рис. 1.1).

В центральной части — «Я». Это ядро. Представление о себе, Видение себя в окружающем мире. Извечные вопросы о предназначении, смысле жизни, критериях, ролях, границах допустимого. Микроуровень охватывает бизнес (работу): потребителей, поставщиков, конкурентов, начальников и подчиненных, коллег по работе; представления о них и отношения с ними. Локальный уровень Видения — это представления о своем городе, регионе, отрасли: их прошлом и будущем, их сильных (привлекательных) и слабых (проблемных) сторонах.

Макроуровень охватывает всю страну: ее место в мире, перспективы развития, население, социальную структуру, экономические процессы.
Глобальное Видение — это представление о том, что будет с человечеством через 10-15,20-30, 50 лет. Видение не является врожденным качеством, как, например музыкальный слух или художественные способности.

Оно формируется постепенно, в течение всей жизни человека. Основы картины мира закладываются в школе или вузе, если они были хороГлава 1. Видение 3 — значит, вам повезло. Если не очень или это было давно — пора обновить «багаж знаний» с помощью одной из программ дополнительного образования или переподготовки. Книги, деловые и развлекательные издания, телевидение, радио, Интернет ежедневно приносят нам «новости» и иную  информацию об окружающем мире.

Интересно

Картину мира дополняют люди, с которыми мы общаемся: родные и близкие, друзья и знакомые, сослуживцы и соседи, работники государственных органов власти и служащие социальной сферы, продавцы в магазинах и просто случайные попутчики. И все это, кирпичик за кирпичиком, формирует нашу картину мира.

Конечно, разные типы воздействия оказывают на нас влияние различной силы. Если окулист определит, что мое зрение улучшилось, я пойду заказывать себе новые, не такие сильные очки. Если случайный попутчик в метро, которому я нечаянно наступил на ногу, пошлет меня в баню, я все равно поеду на работу. Видение можно и нужно в себе развивать, вырабатывать навыки. Видение — дитя эрудиции (мать) и анализа (отец). Особенно способствует вырабатыванию Видения знакомство с историей хозяйственной деятельности человечества и футурологией — наукой о будущем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)