Верхнее строение пути

Верхнее строение пути состоит из рельсов, скреплений, шпал, балласта. Кроме того, к верхнему строению относятся стрелочные переводы, переводные и мостовые брусья. Верхнее строение представляет собой комплексную конструкцию, которая предназначена для восприятия поездной нагрузки, передачи ее на нижнее строение пути и направления движения подвижного состава.

Рельсы непосредственно воспринимают давление и удары колес подвижного состава и направляют их движение. Рельсы изготавливают из углеродистой стали с содержанием углерода 0,67–0,82%, марганца 1,05%, что делает их прочными, износостойкими, достаточно гибкими и способными выдерживать значительные динамические нагрузки.

Для увеличения прочности рельсы подвергают термической обработке. На промышленном транспорте применяют стандартные рельсы типов Р-43, Р-50, Р-65, Р-75 длиной 12,5 и 25,0 м. Цифра указывает массу 1 пог.м рельса в килограммах.

Подрельсовое основание служит для прикрепления рельсов, передачи давления от них на балластный слой, сохранения установленной ширины колеи и обеспечения совместно с балластом устойчивости рельсового пути. Конструктивно подрельсовое основание может выполняться в виде шпал (деревянных, железобетонных, металлических), малогабаритных железобетонных рам, лежней, плит и др.

Наибольшее применение на железнодорожной сети получили деревянные шпалы, изготавливаемые из сосны, ели, пихты. Достоинствами этих шпал являются высокая упругость, обеспечение достаточных сил трения о балласт, возможность уширения рельсовой колеи в кривых.

Деревянные шпалы по форме поперечного сечения делятся на обрезные и необрезные. Длина шпал 2,75 м. Число шпал, укладываемых на 1 км и порядок их размещения называют эпюрой укладки шпал. Типовая эпюра укладки деревянных шпал принята в 2000, 1840, 1600, 1440 штук на 1 км.

Железобетонные шпалы – в основном применяют брусковые струнобетонные предварительно напряженные шпалы. Арматура включает 44 стальных проволок диаметром 3 мм. Применяют четыре типа шпал: ШС-1, ШС-1у, ШС-2, ШС-2у. Достоинство – большой срок службы. Недостатки – высокая стоимость, значительная жесткость, большая масса.

Металлические шпалы изготавливают из листа толщиной 8 – 10 мм корытообразного профиля. Длина шпалы 2,7 м.

Интересно
Рельсовые скрепления разделяются на промежуточные и стыковые. Промежуточные скрепления служат для крепления рельсов к подрельсовому основанию. Они подразделяются на 3 типа – раздельные, нераздельные, смешанные. Стыковые скрепления соединяют рельсы в непрерывную и прочную нить в рельсовых стыках с помощью двухголовых накладок, болтов с гайками и шайбами.

Балластный слой служит для равномерной передачи давления от подрельсового основания на основную площадку земляного полотна. Основным материалом для балласта служит щебень, гравий, отходы асбестового производства, металлургические шлаки, ракушечник, песок.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)