Взаимосвязь развития транспортных систем и смены экономических взаимоотношений

Значение транспорта в экономике любого государства объективно характеризуется такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте, основных фондах и капитальных вложениях. Доля грузового транспорта и связи в валовом внутреннем продукте (ВВП) России составляет примерно 8%, в то время как в развитых странах с рыночной экономикой от 9 до 12%. Низкий вклад транспорта России в ВВП во многом объясняется недостаточно рациональным использованием имеющихся на транспорте ресурсов и неразвитостью сферы нетранспортных услуг.

Нерациональная структурная и инвестиционная политика, отставание в развитии транспортного сервиса привели к тому, что доля доходов, получаемых от предоставления услуг, не связанных с перевозкой, составляет от 5 до 20% по разным видам транспорта (в развитых странах она превышает 25-30%).

Транспорт относится к числу наиболее капиталоемких отраслей экономики. В развитых странах ежегодные капиталовложения в инфраструктурные отрасли, крупнейшей из которых является транспорт, составляют примерно 20%, большая часть которых являются государственными инвестициями.

В России доля транспорта в инвестициях в народное хозяйство длительное время была стабильной и составляла 13%, а к 1994 г сократилась до 3%. Сокращение инвестиций на транспорте несильно ощущается в краткосрочный период времени, однако в перспективе оборачивается дополнительными издержками.

Спад в экономике, значительный рост пассажирских тарифов, резкое и глубокое падение уровня жизни большей части населения России сказались на транспортной подвижности населения. Транспортная подвижность в России ниже, чем в развитых странах в два-три раза. Опасность этой тенденции состоит в том, что снижается мобильность трудовых ресурсов, и в результате создаются серьезные трудности для формирующейся рыночной экономики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)