Вербальные средства обучения

Наша страна обладает богатейшими традициями в области разработки теории создания школьных учебников и другой дидактической и методологической литературы.

Одна из лучших в мировой научно-педагогической литературе книг, посвященных школьному учебнику, создана Д.Д. Зуевым.

Учебник является наиболее важным средством обучения

Он связан со всеми другими средствами непосредственно или опосредованно, и прежде всего с программой, содержание которой представляет в конкретном виде, одновременно уточняя, развивая и совершенствуя ее, оказывая обратное воздействие. В каждом учебнике должно быть обеспечено строго последовательное изложение информации, составляющей содержание учебного курса.

Главная идея, вокруг которой группируется учебный материал курса «Окружающий мир», – идея целостности окружающего мира.

Современный учебник состоит из двух структурных блоков, включающих следующие компоненты:

Вербальные средства обучения

Каждый структурный компонент учебника несет определенную дидактическую функцию.

Основной текст раскрывает содержание изучаемых понятий. К нему всегда дается заголовок, отражающий содержание текста. Дополнительный – содержит дополнительный материал, связанный с основным, но не обязательный для изучения. Пояснительный – включает примечания, пояснения, словари терминов и т.п.

Аппарат организации усвоения материала – это система вопросов и заданий

Его основная дидактическая функция – формирование ведущих понятий. К аппарату ориентировки относятся оглавления, рубрикации, условные обозначения, выделения шрифтом, цветом и т.п. Их основная роль – привлечение внимания учащихся.

Иллюстративный материал включает рисунки, схемы, фотографии, географические карты и т.п. Его главная дидактическая функция – создание наглядных образов.

При знакомстве с учебником учитель должен объяснить детям, как правильно пользоваться каждым структурным элементом книги для получения нужной информации.

Учебник связан и с другими вербальными средствами обучения: рабочими тетрадями на печатной основе, тестами для проверочных работ и др. Он стимулирует возникновение этих средств, определяет их содержание и методику построения.

Ко многим учебникам в настоящее время изданы рабочие тетради на печатной основе, которые включают набор заданий для организации самостоятельной работы школьников, составленный в строгом соответствии с программой по предмету и охватывающий учебный курс или значительную его часть.

Выделяют следующие функции рабочей тетради:

  1. Управление самостоятельной деятельностью учащихся.
  2. Методическая помощь учителю.
  3. Формирование учебных умений и навыков (по И.Э. Унту).

Тетрадь содержит задания для работы с учебником, инструкции к их выполнению и ссылки на теорию. В рабочих тетрадях достаточно широко представлен метод интерполяции, т.е. использование текста с пропущенными словами, которые ученик должен вписать, пользуясь страницами учебника. Задания часто даются в виде иллюстраций: заполнения схем, таблиц, подписей под рисунками.

В тетрадях отведено место и для рисунков самих детей, помогающих развитию памяти и творческого воображения. Развитию познавательного интереса служат задания, представленные в виде ребусов, кроссвордов, загадок и т.п. Для фиксации результатов практических работ в тетрадь помещаются таблицы, схемы, контурные карты.

Рабочие тетради служат для управления самостоятельной работой детей, а также являются важным средством индивидуализации процесса усвоения знаний, так как помогают выполнять задания в оптимальном для детей темпе.

Методика применения рабочей тетради проста, поскольку в ней содержатся необходимые школьникам инструкции. Тетрадь экономит время учащихся и учителя, позволяя делать записи и выполнять практические работы в специально отведенных местах тетради. Наконец, это наиболее доступное и относительно дешевое пособие для младших школьников.

Интересно
Все виды печатных пособий являются необходимым дополнением к учебной книге. Материал этих пособий должен конкретизировать, несколько развивать материал книги, но не составлять другого рода сведений и работ, не связанных с программой и перегружающих учащихся. Содержание учебных пособий должно учитывать фонд применяемых в школе наглядных объектов и средств для воспроизведения явлений.

Кроме учебных пособий учитель должен привлекать к работе научную, научно-популярную и справочную литературу, периодические издания. Перед каждой новой темой рекомендуется устраивать в классе выставки дополнительной литературы, которая есть в школьной и домашних библиотеках. Работа с дополнительными источниками не только расширяет и углубляет знания детей, но и формирует умения самообразования, развивает интерес к предмету.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)