Аудиовизуальные средства обучения
Эти средства могут передавать информацию через зрительный и слуховой анализаторы.
Учебные фильмы помогают увидеть динамику развития природных процессов. А.А. Половинкин отмечал, что за 10–15 минут демонстрации кинофильма учащиеся усваивают объем информации, рассчитанной на урок.
Звуковые средства обучения – это записи звуков природы: шума морского прибоя, шелеста листьев, голосов птиц, зверей и др. На уроках можно использовать и аудиозаписи выступлений известных ученых или отрывки из рассказов о природе, путешествиях и т.п.
К этим средствам обучения предъявляются требования, сходные с требованиями к словесным методам обучения:
- продолжительность прослушивания не должна быть больше 3–5 минут;
- учитель должен предварительно познакомиться с записью, выбрать материал, необходимый при изучении текущей темы, определить время и место прослушивания на уроке;
- нужно составить вопросы или задания к выбранному для урока фрагменту для того, чтобы дети целенаправленно слушали запись;
- после прослушивания дети отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
В последние годы разрабатываются цифровые образовательные ресурсы для начальной школы, которые призваны повысить эффективность усвоения естественнонаучных знаний.
Учитель способен и самостоятельно подготовить наглядную презентацию к уроку с помощью компьютера.
Требования к созданию презентаций урока.
При использовании на уроке компьютера следует придерживаться ряда требований к презентациям уроков в Power Point или в другом приложении для презентаций.
Нельзя выводить на экран текст или рисунок, которые ученик может получить из другого источника (например, учебника, географической карты и др.). Нельзя просто дублировать информацию с помощью компьютера, который в данном случае перестает быть эффективным средством, а становится всего лишь «надоедливым» инструментом.
Исходя из этого, хорошо, когда необходимые страницы/файлы открываются в нужный момент в определенном порядке (с использованием соответствующей кнопки или ссылки). То же самое относится и к некоторым рисункам или звуковым фрагментам, которые должны быть использованы лишь в нужный момент.
Ниже следуют несколько важных рекомендаций, которые помогут вам создавать эффективную презентацию урока.
Нужно найти оптимальный вариант расположения текста на странице-кадре-экране:
- не заполнять всю страницу текстом (найти эстетическое и рациональное «зеркало»);
- разнообразить формы вывода информации (избегать использования текста с однообразной поясняюще-демонстрационной стилистикой);
- использовать различные виды фрагментации (основной текст, пояснения, дополнения, элементы для выделения или запоминания и пр.) и различные методы представления (текст, таблица, схема, рисунок, диаграмма и др.).
Элементы анимации должны быть строго функциональными, не должны превышать рациональных потребностей и не должны работать хаотично.
Смена цветов должна быть подчинена той же прагматической цели:
- использование любого цвета должно быть оправдано (в т.ч. подчеркивание, выделение, разделение, различие и др.);
- элемент, выделенный определенным способом (шрифтом, форматированием, цветом, фоном, рамкой), должен выделяться только одним способом;
- нельзя использовать яркие, кричащие, сильно контрастирующие цвета;
- всегда нужно стремиться к минимальному использованию цветов: любой лишний (неоправданный) цвет раздражает и снижает эффект презентации.
Нужно избегать излишней «оригинальности» (форма презентации есть средство, а не сама цель). Нужно отказаться от «якобы художественных», нефункциональных стилей и элементов. Для определенной структуры нужно выбирать хорошо сбалансированные и экономные графические стили и символы (избегая излишней «цветастости»).
Нужно обратить внимание на качество используемых изображений: если фотография, карта, репродукция плохо и некачественно подготовлена, то лучше отказаться от ее использования (иначе это приведет только к отрицательному результату). Исключением может послужить изображение, качество которого испорчено временем (исторический документ, фреска и пр.).
Те же требования относятся к ранее подготовленным материалам (таблицы, схемы, рисунки), но отсканированным без контроля качества.
- Методы и формы организации контроля
- Виды контроля результатов обучения
- Контроль и оценка результатов обучения естествознанию
- Проектная деятельность младших школьников
- Внеклассная работа по естествознанию
- Домашняя работа по естествознанию
- Методика проведения фенологических наблюдений
- Внеурочная работа по естествознанию
- Классификация экскурсий
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу