Аудиовизуальные средства обучения

Эти средства могут передавать информацию через зрительный и слуховой анализаторы.

Учебные фильмы помогают увидеть динамику развития природных процессов. А.А. Половинкин отмечал, что за 10–15 минут демонстрации кинофильма учащиеся усваивают объем информации, рассчитанной на урок.

Учебные фильмы экономят время и повышают производительность педагогического труда, при необходимости учитель может замедлить или ускорить просмотр, остановить или вернуть кадр.

Звуковые средства обучения – это записи звуков природы: шума морского прибоя, шелеста листьев, голосов птиц, зверей и др. На уроках можно использовать и аудиозаписи выступлений известных ученых или отрывки из рассказов о природе, путешествиях и т.п.

К этим средствам обучения предъявляются требования, сходные с требованиями к словесным методам обучения:

  • продолжительность прослушивания не должна быть больше 3–5 минут;
  • учитель должен предварительно познакомиться с записью, выбрать материал, необходимый при изучении текущей темы, определить время и место прослушивания на уроке;
  • нужно составить вопросы или задания к выбранному для урока фрагменту для того, чтобы дети целенаправленно слушали запись;
  • после прослушивания дети отвечают на вопросы учителя, делают выводы.

В последние годы разрабатываются цифровые образовательные ресурсы для начальной школы, которые призваны повысить эффективность усвоения естественнонаучных знаний.

Учитель способен и самостоятельно подготовить наглядную презентацию к уроку с помощью компьютера.

Требования к созданию презентаций урока.

При использовании на уроке компьютера следует придерживаться ряда требований к презентациям уроков в Power Point или в другом приложении для презентаций.

Компьютер и программы являются лишь учебными средствами, поэтому они должны быть использованы строго по необходимости.

Нельзя выводить на экран текст или рисунок, которые ученик может получить из другого источника (например, учебника, географической карты и др.). Нельзя просто дублировать информацию с помощью компьютера, который в данном случае перестает быть эффективным средством, а становится всего лишь «надоедливым» инструментом.

Основным преимуществом урока с использованием компьютера является интерактивность

Исходя из этого, хорошо, когда необходимые страницы/файлы открываются в нужный момент в определенном порядке (с использованием соответствующей кнопки или ссылки). То же самое относится и к некоторым рисункам или звуковым фрагментам, которые должны быть использованы лишь в нужный момент.

Ниже следуют несколько важных рекомендаций, которые помогут вам создавать эффективную презентацию урока.

Нужно найти оптимальный вариант расположения текста на странице-кадре-экране:

  • не заполнять всю страницу текстом (найти эстетическое и рациональное «зеркало»);
  • разнообразить формы вывода информации (избегать использования текста с однообразной поясняюще-демонстрационной стилистикой);
  • использовать различные виды фрагментации (основной текст, пояснения, дополнения, элементы для выделения или запоминания и пр.) и различные методы представления (текст, таблица, схема, рисунок, диаграмма и др.).

Элементы анимации должны быть строго функциональными, не должны превышать рациональных потребностей и не должны работать хаотично.

Смена цветов должна быть подчинена той же прагматической цели:

  • использование любого цвета должно быть оправдано (в т.ч. подчеркивание, выделение, разделение, различие и др.);
  • элемент, выделенный определенным способом (шрифтом, форматированием, цветом, фоном, рамкой), должен выделяться только одним способом;
  • нельзя использовать яркие, кричащие, сильно контрастирующие цвета;
  • всегда нужно стремиться к минимальному использованию цветов: любой лишний (неоправданный) цвет раздражает и снижает эффект презентации.

Нужно избегать излишней «оригинальности» (форма презентации есть средство, а не сама цель). Нужно отказаться от «якобы художественных», нефункциональных стилей и элементов. Для определенной структуры нужно выбирать хорошо сбалансированные и экономные графические стили и символы (избегая излишней «цветастости»).

Нужно обратить внимание на качество используемых изображений: если фотография, карта, репродукция плохо и некачественно подготовлена, то лучше отказаться от ее использования (иначе это приведет только к отрицательному результату). Исключением может послужить изображение, качество которого испорчено временем (исторический документ, фреска и пр.).

Те же требования относятся к ранее подготовленным материалам (таблицы, схемы, рисунки), но отсканированным без контроля качества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)