Установление размера скидок для стимулирования быстрой оплаты

Наиболее гибким инструментом влияния на скорость возврата денежных средств в оборот предприятия является предоставление скидок за быструю оплату продукции.

Условия предоставления скидки должны быть такими, чтобы стимулировать быструю оплату (например, в течение 10 дней), так как по окончании этого срока и отмены скидки (например, в течение еще 20 дней) можно считать, что фирма-дебитор получает дорогостоящий коммерческий кредит.

Пример. Пусть стоимость необходимой партии товара 20 млн дол. Фирма продает на условиях «2/10, до 30», что означает: если оплата производится в течение 10 дней после выставления счета, то предоставляется скидка 2%, если покупатель скидкой не пользуется, то он должен оплатить товар в течение 30 дней.

Если покупатель воспользуется скидкой, то стоимость товара составит:

20 000 000 × (1 – 0,02) = 19 600 000 дол.

При этом средняя сумма покупки в день:

19 600 000 : 360 = 54 444,44 дол.

Если покупка оплачивается в 10-дневный срок, то сумма дебиторской задолженности составит в среднем:

54 444,44 × 10 = 544 444,4 дол., т.е. фирма предоставляет такой кредит своим клиентам.

Если клиенты не воспользовались скидкой и произвели оплату через 30 дней, то дебиторская задолженность в день составит:

20 000 000 / 360 = 55 555,5 дол., а за 30 дней: 55 555,5 × 30 = 1 666 666,6 дол.

Дополнительная, «излишняя» дебиторская задолженность составит:

1 666 666,6 – 544 444,4 = 1 122 122,2 дол.

Если фирма-клиент не воспользовалась скидкой, то фирмакредитор получит дополнительно:

20 000 000 × 0,02 = 400 000 дол.

Ставка, по которой предлагается коммерческий кредит в случае оплаты с 10-го по 30-й день (приблизительные процентные затраты клиента), составит:

400 000 : 1 122 122 = 36%.

Для расчета выгодности предоставления скидки (С в) обычно используется формула:

С = % скидки × 360 ×100.

в 100 – % скидки Дни неоплаченного кредита – Период скидки

Эта формула позволяет рассчитать приблизительные годовые процентные издержки при использовании коммерческого кредита, сравнить их с банковскими процентными ставками.

Первая дробь позволяет рассчитать процентную ставку за период, вторая — количество периодов.

Пример. Предоставление скидки 2% на названных условиях означает, что 20-дневный кредит оборачивается 18 раз в году, каждому периоду оборота соответствует ставка 2,041% и стоимость кредита с 10-го по 30-й день равна:

(2 : 98 × 360 : (30 – 10)) × 100 = 36% годовых.

Поэтому если фирма-дебитор может взять в банке кредит дешевле (например, в 2009 г. наиболее распространенной была банковская ставка для краткосрочных кредитов 18—20% годовых) и рассчитаться с кредитором в течение 10 дней, то это будет выгоднее, чем пользоваться деньгами кредитора в течение еще 20 дней.

Можно считать, что дебиторская задолженность подразделяется на бесплатный коммерческий кредит (в течение действия скидок) и дорогостоящий коммерческий кредит (в течение 20 дней). При этом следует понимать, что 36% при условиях «2/10, до 30» — это простые проценты (annual percentage rate, APR). Если проводить расчеты по сложным процентам, то цена кредита возрастает до 44,5%.

В развитых странах скидки за быструю оплату являются очень распространенным инструментом ускорения возврата дебиторской задолженности. Отдельные российские фирмы пытаются пользоваться этим инструментом, однако часто делают это интуитивно, без серьезных расчетов, и совершают ошибки. Например, предоставление скидки в 10% в современных условиях неоправданно, о чем свидетельствуют расчеты табл. 18.1, хотя предоставление такой скидки на практике встречается довольно часто.

Таким образом, при сложившихся кредитных условиях и условиях оплаты дебиторской задолженности предоставление скидки 10% разорительно для предприятия.

Скидка 5% является чрезмерно сильным стимулом: если привести ее в соизмеримый с годовой скидкой вид, то получается, что кредитор предоставляет коммерческий кредит под 94% годовых, при этом теряет больше денежных средств, чем если бы он просто месяц ждал возврата средств.

Но и оплата по полной стоимости через месяц также невыгодна предприятию, оно теряет 30 руб.

С каждой тысячи рублей. При рассматриваемых условиях предоставление скидки в 2% вполне стимулирует быструю оплату и является наиболее приемлемым для предприятия вариантом. Если клиенты не соглашаются на скидку, для компании — торгового кредитора в данных условиях может быть выгодно взятие кредита и продолжение активных операций.

Расчеты, обосновывающие целесообразность предоставления скидки, можно провести и по-другому — оценивая приведенную стоимость денежных поступлений за определенный период при разной кредитной политике.

Рассмотрим примеры двух вариантов кредитной политики.

Пример. Заданные условия: без предоставления скидки за быструю оплату, ежеквартальная поставка товара с месячной отсрочкой платежа, норма дисконта — 2% в месяц. Произведем расчет приведенной стоимости (PV):

Пример. Рассчитаем приведенную стоимость при условии скидки 2% за предоплату при сохранении условий предыдущего примера:

Расчеты показывают, что при предоставлении скидки в 2% за быструю оплату партии товара при ежеквартальных закупках приведенная стоимость денежных поступлений за год будет выше, чем без предоставления скидки за счет ускорения поступления денежных средств.

В отличие от скидок за быструю оплату, которые почти не используются российскими предприятиями, достаточно широкое применение имеют скидки на величину партии товара, однако практика показывает, что из-за непродуманной политики предоставления таких скидок часто наблюдается серьезное недополучение доходов и достигается обратный эффект.

Рассмотрим достаточно распространенный на практике третий вариант кредитной политики.

Пример. Предоставление скидки 5% за размер партии больше стандартной на 10% (1100 у.е.) без предоставления скидки за быструю оплату. Стоимость партии в этом случае составит 1100 × 0,950 = 1045 у.е.:

В данном случае (пример) предоставление скидки привело к увеличению продаж на 162 тыс. у.е. по сравнению с предыдущим примером. Обычно такой результат оценивается как положительный, однако выводы о целесообразности предоставления скидки при увеличении партии более корректно было бы делать с учетом динамики затрат, т.е. применение скидок за размеры партии должно быть по возможности точно привязано к потенциальному росту продаж и сокращению затрат.

В противном случае их использование даст обратный эффект, ухудшит финансовое состояние компании.

Определение стоимости дополнительных затрат (Сдоп) при неплатежах в срок можно рассчитывать и по следующей формуле:

Разновидность скидок — сезонная датировка. Например, производитель елочных игрушек продает их на условиях «2/10, до 30» с датировкой 10 декабря. Это значит, что когда бы ни были поставлены игрушки, оплата со скидкой идет с 10 по 20 декабря, без скидок — до 10 января. Такие условия могут быть очень выгодны торгующей организации, так как позволяют делать сезонные запасы, а расплачиваться за них частично из выручки.

Другой распространенной разновидностью условий продажи является принцип «на конец месяца» (end of month, ЕОМ), т.е. все покупки клиента в течение месяца считаются произведенными в конце месяца (как бы подводится баланс). В случае предоставления 10-дневной скидки это означает, что оплата со скидкой должна быть произведена до 10-го числа месяца, следующего за месяцем закупок.

Следует отметить, что законодательство ряда развитых стран ориентирует на разработку условий оплаты товара для определенных групп клиентов. Так, например, в США запрещается предоставлять особо льготные условия одному из клиентов. Этот закон известен как закон Робинсона — Пэтмэна.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)